Встали на колеса

Этим летом в Перми должны начать работу 11 кафе-фургонов. В середине июня городская администрация впервые проведет аукцион, где разыграет для них места. Среди площадок — городская эспланада, «Завод Шпагина», пространства около ДК «Солдатова» и «Олимпии», парк «Счастье есть» и так далее. Владельцы фудтраков говорят, что им интересно поучаствовать в торгах — победители смогут работать на площадках пять лет.

ТЕКСТ поговорил с пермскими предпринимателями о том, сколько стоит запустить кафе «на колесах», какой едой должен торговать фудтрак и почему, несмотря на погоду, это интересный для Перми бизнес.




Фудтрак — полноценный бизнес?


Для кафе, работающих в оффлайн, свои фудтраки — больше имиджевый проект, чем полноценно работающий бизнес. «Через него можно рассказать о своем бренде людям, которые ходят не только в кафе, а бывают на <городских> мероприятиях. Если убрать маркетинговую составляющую, как отдельная единица он не сильно работает», - говорит сооснователь сети пиццерий Petruccio Александр Нагаев. Фудтрак у Petruccio появился года три назад. 

Одним из первых в Перми, десять лет назад, такой формат запустил «Алендвик». Сегодня у сети два фургончика. «Это дополнительный канал продаж и прибыль. Отчасти — имиджевый проект, наши фудтраки брендированные, для нас это для нас дополнительная узнаваемость», - рассказали в ГК «Алендвик». 

Фудтрак как самостоятельный бизнес развивает CREAM ice cream. У проекта нет стационарного кафе — только два фургона с мороженым.  

Сколько стоит запустить фудтрак


«Разбег» цены входа на рынок кафе-фургонов широкий. «Есть фудтрак на колесах и есть просто фургон, который можно купить и привезти. Один фургон стоит как минимум от 2,5 млн. руб., если с машиной и оборудованием — от 3,5 млн. руб.», - говорит Александр Нагаев. 

Есть варианты попроще. Например, можно купить подержанный автомобиль-минивэн, их цена начинается от 300-400 тыс. руб. Отдельные расходы —  переделать его под кафе и закупить оборудование. 

Каким должно быть меню кафе-фургона


Фудтрак — это обычное кафе, но с небольшим выбором блюд. «Меню составляют так, чтоб блюда можно было быстро сделать в ограниченных условиях маленькой кухонки. И в то же время, чтоб они были качественными», - говорит Александр Нагаев. В фудтраке Petruccio пиццы выпекают «на месте», тут же при покупателях.

В фудтраках «Алендвика» еда не готовится, только картошка фри. Остальная еда доставляется из ближайшего кафе сети. Как правило, это фаст-фуд: бургеры, тортильи, курица, напитки и так далее.  Поэтому фудтраки работают недалеко от стационарных «точек». 

Почему фудтрак в Перми интересно развивать


Несмотря на погодные условия и относительно короткий сезон с мая по сентябрь, участники рынка говорят, что фудтраки в Перми развивать интересно. «Это мобильный проект, можно переезжать с одного места на другое, поставить его в места скопления людей, участвовать в <городских событиях>», - говорят в «Алендвике».

По-прежнему работает эффект новизны. По словам совладелицы фургончиков CREAM ice cream Ольги Богдановой, фудтрак развивать интересно, так как это новый формат для Перми, он привлекает внимание у горожан. «Интересно, когда ты не привязан только к одному месту, твоя кухня всегда с собой и ты можешь быть мобильным», - говорит она.

Сперва у проекта CREAM ice cream  был один фудтрак с мороженым, но потом докупили еще один. «У нас уже несколько лет два фудтрака. Сезон мероприятий на открытом воздухе короткий, многие фестивали и праздники проходят в одно и то же время, поэтому мы ездим на двух фудтраках», - пояснила Ольга Богданова. 

Как и где работают фудтраки


Фудтраки работают на фестивалях, вечеринках, днях рожденья, свадьбах, корпоративах, городских событиях и других праздниках, даже выезжают на природу. Иногда они «встают» недалеко от стационарного кафе, чтобы быть максимально близко к покупателю.

«Раньше мы работали в спальных районах, например, около ТЦ «Кит» на ул. Крупской, где находится наше кафе. В какое-то момент работали у «Столицы». Мы «вставали» у торговых центров, там, где находятся наши кафе и есть хороший трафик, но не факт, что люди <которые гуляют мимо> зайдут внутрь», - пояснили в ГК «Алендвик». Как сообщили в компании, в этом году они также рассматривают такую схемы работы. 

Главные проблемы: короткий сезон и отсутствие площадок в городе


Короткий сезон — одна из основных сложностей работы для фудтраков в Перми. Выручка напрямую зависит от погоды. Когда дождливо и прохладно, фудтраки зарабатывают меньше.

Также у кафе «на колесах» может закончится продаваемая еда. «Мы планируем трафик и планируем продукцию по часам, но может прийти большой поток людей, все скупить. И дальше люди идут, фудтрак готов работать, а продавать нечего», - говорят в «Алендвике».

Другая проблема — отсутствие площадок для фургончиков в городе. Аукцион, который в июне проведет городская администрация, должен ее решить. Опрошенные ТЕКСТом игроки рынка говорят, что намерены поучаствовать в торгах. «Мы давно ждали, что появятся места именно для фудтраков. Все площадки, определённые под  фудтраки, находятся в самых популярных для отдыха и гуляния людей местах. Во всех предложенных местах фудтраки будут востребованы», - говорит Ольга Богданова. 

Аукцион позволит «кафе на колесах» работать в системном режиме, а не в рамках городских событий. Если торги состоятся, то кафе-фургоны смогут работать на выделенных площадках круглый год. «Теоретически, можно «выйти» и зимой, киоски ведь работают. Раньше мы так не ездили, это не имело смысла. Но если у нас будет место и мы будем понимать, что можно так выезжать и работать — попробуем», - говорит Александр Нагаев. 

Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости