Почему в Перми провалился проект единого городского велопроката?

Настасья Костина, специально для Casual Friday


Берешь велик в прокате недалеко от дома, колесишь до работы, сдаешь его где-то там же, в паре кварталов. Потом так же к друзьям, домой, или на свидание. Полезно и экологично. Не надо думать, где его хранить и как чинить. При этом за весь день платишь не больше, чем за чашку кофе.

Это просто «Пермь. Утопия» какая-то, еще одна колонка про мечты нашего города. Разница лишь в том, что была не только идея создать единый городской велопрокат, была даже попытка. 

Но она провалилась. 
 
Такой велопрокат власти Перми попытались создать в 2012 году. Пункты приема и сдачи велосипедов появились во всех районах города. За дело взялись четыре предпринимателя. Мэрия предоставила им участки под точки, взамен потребовав, чтобы велопрокат точно был, чтобы он работал в оговоренное время и в течение конкретного срока.

Предполагалось, что велопрокат будет работать каждый год с середины весны до середины осени. Но в том же году все и закончилось.

Почему так вышло? Что сделали другие города, и чего не хватило Перми?

Взглянем на опыт мегаполисов мира, где система общественного велопроката успешно прижилась. 

В большинстве из них велопрокат создавался на деньги спонсоров. Например, в Париже, Лондоне, Копенгагене, Вене, Нью-Йорке. За это бизнес получал чаще всего рекламу – или на самих байках, или на городских билбордах.

Гораздо реже велопрокат финансировался самим государством. Но примеры такие все же есть. Например, в Барселоне из бюджета выделили 1,6 млн евро на запуск в 2007 году и 22 млн евро запланировали тогда на 10 лет. В Вашингтоне 200 пунктов проката стоят городу $2 млн в год, 50% из которых покрывается доходами от проката. В китайском Ханчжоу расходы бюджета тоже покрываются лишь частично – примерно на пятую часть при расходах в $244 тыс.

Но кем бы ни финансировался такой проект, в его создании всегда принимали участие и городские власти, и предприниматели, то есть они работали в связке. К слову, система проката в Москве, созданная два года назад, это детище городских властей и банка.

Так что, как правило, это совместный проект местной власти и бизнеса. Проще говоря, городской велопрокат – это желание чиновников и деньги инвесторов. 

А что было в Перми? К 2012 году вроде была инициатива властей, и были предприниматели, готовые вложиться в дело. Однако и с тем и с другим случился какой-то сбой.
 
Руководитель движения «ВелоПермь» Константин Никоноров считает, что нужен был единый оператор велопроката. «В Перми же администрация потребовала, чтобы это были разные компании. Чтобы не было монополизма, – говорит он. – Из-за этого не получилась система, когда берешь велосипед в одном месте, а сдаешь в другом. Ведь у всех разные велосипеды, по-разному обслуживаются. Предприниматели не готовы были брать на себя такие обязательства и возиться с чужими велосипедами». 

Но ведь почему-то в других упомянутых городах спонсорами проекта становились сразу несколько компаний, и это не рушило систему. Как раз потому, что город становился главным координатором всей затеи. В Перми же, получается, власти не взяли на себя такую функцию. 

Более того. Как выяснилось, чиновники не только не помогали этому начинанию, они еще и мешали, говорят сами велопрокатчики. В 2012 году пункты проката стояли на муниципальной земле, а в 2013 году администрация заставила убрать часть из них. В частности потому, что в каких-то местах они якобы портили вид города. По словам самого крупного из пермских велопрокатчиков, директора компании «Адреналин» Игоря Лобанова, в итоге из его 12 точек осталось 4. 

А почему мэрия шагнула назад? «Один комитет говорил одно, второй – другое», – рассказывают источники. Сам предприниматель мягко и уклончиво говорит: «Несогласованность». 

Судя по всему, у городских чиновников попросту пропало желание организовать какой-то там велопрокат. С одной стороны, это понятно, ведь идеолог всех этих «европейских штучек», экс-губернатор Чиркунов уже ушел к тому времени. Но почему-то и мэр Игорь Сапко, до этого большой любитель велопрогулок, теперь уже не колесит по городу под объективами телекамер. 
 
Самое интересное, что при желании городу даже не пришлось бы вкладываться в велопрокат, как это и сделано во многих городах, где привлекли спонсоров. «Без поддержки государства велопрокат спокойно бы существовал. У нас хватало и контейнеров, и великов, и рабочих. Вполне спокойно бы все развивалось», – говорит Игорь Лобанов.

Кстати, цены на велосипеды сейчас растут, говорит Константин Никоноров из «ВелоПерми». Так что прокат должен стать актуальнее для тех, кто не готов серьезно тратиться и постоянно кататься. 
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости