Как в пермском балете создают новую версию «Шахерезады» и чем этот спектакль не похож на другие постановки Алексея Мирошниченко

В первых числах апреля в Пермском театре оперы и балета  зрители увидят новый спектакль Алексея Мирошниченко. Хореограф ставит одноактный балет на музыку симфонической сюиты «Шахерезада» Николая Римского-Корсакова.

Планы на эту постановку были озвучены ещё два года назад, и уже тогда стало известно, что главный балетмейстер театра хочет пригласить для участия в премьере Диану Вишнёву.

Что известно о новом балете пермского театра?





В основе либретто — реальная история последней императрицы Ирана 

В 2016 году Алексей Мирошниченко уже ставил в Перми классический балет, для которого сам написал либретто— «Золушку», встроив в него истории любви и сценической карьеры, развернувшиеся в реалиях советского времени. Но если эта история была сочинена самим хореографом полностью, то в основу либретто для «Шахерезады» легла реальная биография императрицы Ирана Фарах Пехлеви.

«С самого начала мы понимали, что балет на эту музыку должен быть по мотивам биографии некоей выдающейся женщины, — говорит Алексей Мирошниченко. — Вместе с Татьяной Ногиновой и Альоной Пикаловой мы пересмотрели множество великих имён и остановили выбор на Фарах Пехлеви. Сейчас всё выглядит так, что мы просто не могли пройти мимо неё, потому что её жизнь похожа на сказку, и такого уже не будет».





Студентка парижской Специальной архитектурной школы была представлена шаху Мохаммеду Резе Пехлеви на одном из официальных приёмов, и уже через несколько месяцев стала его женой. Фарах родила шаху четверых детей и сыграла огромную роль в социальном и культурном развитии страны. Благодаря ей иранские женщины получили больше прав и свобод, она открывала больницы, школы и детсады, поддерживала музеи и современное искусство, внесла свой вклад в развитие моды в Иране.

В 1967 году шах принял решение короновать свою жену, и Фарах стала первой императрицей в современной истории страны. Прежде такой титул жена шаха получала только в VII веке. 
Исламская революция 1979 года вынудила Фарах вместе с супругом и детьми покинуть страну, спустя год Мохаммед Реза Пехлеви скончался. В 2000-х ушли из жизни двое её детей. Сегодня Фарах живёт в США, воспитывает внуков и посвящает свободное время искусству. 

Либретто, написанное Алексеем Мирошниченко для балета «Шахерезада», отражает характер этой удивительной женщины и рассказывает о её сложной судьбе. Это будет история о любви, стойкости, вере, надежде, самоотдаче. 

Сама иранская императрица прочла и одобрила содержание либретто.





Премьера балета состоится с участием Дианы Вишнёвой и Марсело Гомеса

На появление нового спектакля пермского театра оказала влияние ещё одна известная личность: прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва. В 2017 году она уже работала в Перми и исполнила заглавную партию в балете «Петрушка», который для Дягилевского фестиваля поставил хореограф Владимир Варнава. Чуть позже стало известно, что пермяки могут увидеть знаменитую балерину вновь, в роли Шахерезады — Алексей Мирошниченко озвучил свои планы на этот балет и рассказал, что планирует пригласить для работы над ним Диану Вишнёву.

3 и 4 апреля она выступит на сцене пермского театра со своим постоянным партнёром Марсело Гомесом. Вместе они много работали на сцене Американского балетного и других театров. Диана Вишнёва не раз называла его любимым партнёром, с которым они достигли полного взаимопонимания. 

В пермской труппе главные партии готовят Полина Булдакова и Георгий Еналдиев. Есть также третий состав: Булган Рэнцеедорж и Габриэл Лопес.

Балет будут полностью танцевать без пуантов

Для Алексея Мирошниченко это будет первый балет, в котором он обходится без пуантного танца. Само по себе использование мягкой обуви для него не ново — хореограф часто применяет её в больших постановках. Но впервые на этой технике  будут построены все танцы в спектакле. 





Главная героиня будет танцевать босиком. «Эта деталь — характеристика её избранности и человеческой хрупкости… В этом балете нет традиционных арабских танцев, всё, что зрители увидят, сочинено по мотивам, в ассоциативном ключе, но, я надеюсь, получилось достаточно убедительно в художественных координатах спектакля», — говорит хореограф. 

Первая «Шахерезада», поставленная Михаилом Фокиным в 1910 году, кстати, тоже исполнялась полностью без пуантов. Это было ключевым моментом: отказавшись от них, а также от условных жестов, Фокин предложил свежий взгляд на классический танец и создал новый пластический язык в восточном стиле.

Вместе с Алексеем Мирошниченко над визуальной стороной спектакля работают его постоянные соавторы: художник по костюмам Татьяна Ногинова, сценограф Альона Пикалова и художник по свету Алексей Хорошев. Это уже шестой спектакль, который они делают вместе.

Перед спектаклем в театре пройдут лекции о музыке Римского-Корсакова и современной истории Ирана

Чтобы перед премьерой погрузиться в историю балета «Шахерезада», можно посетить события цикл «Лаборатории современного зрителя». 1 апреля Марина Монахова, музыковед и редактор Санкт-Петербургской филармонии, прочитает лекцию о творчестве Николая Андреевича Римского-Корсакова. Константин Эггерт — публицист, обозреватель телеканала «Дождь» и радиостанции «Коммерсантъ FM», главный редактор московского бюро русской службы «Би-би-си» (2002—2009) — расскажет о новейшей истории Ирана и исламской революции 1979 года. Встреча с ним пройдёт 2 апреля.

Зарегистрироваться на события можно сайте театра.

Премьера балета «Шахерезада» в Перми состоится 3, 4 и 5 апреля. В следующий раз зрители смогут увидеть спектакль во время Дягилевского фестиваля 22 мая.

Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Фото Андрея Чунтомова
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости