Как в Перми работает первый мини-класс семейного образования

В этом учебном году в Перми появился самый маленький в городе первый класс – в нем всего четыре ученика. У них нет учебников, тетради хранятся прямо в школе, основной урок длится полтора часа, а предметы изучаются «эпохами» по две недели. Так работает первый в городе мини-класс семейного образования.

Идея создать класс из детей, чьи родители выбрали семейное обучение, возникла около шести лет назад, - рассказывает организатор проекта Лилия Михайлова. Но воплотить задуманное в реальности удалось только в этом учебном году. 

Первоначально шесть семей, чьи дети добились больших успехов в садике, решились на участие в этом проекте. Двое в последний момент передумали, в итоге учебу в семейном классе начали четверо первоклассников. 

«Учитывая особенности развития дочери, я решила, что для неё это будет менее стрессовый вариант. В более адаптированной для неё среде она легче всё будет усваивать», - объясняет свое решение мама первоклассницы Варвары Ирина Суворова.

Дети занимаются в помещении в центре города, которое специально оборудовали как учебный класс. Летом родители удачно купили школьные парты на распродаже. К девяти часам утра необычные первоклассники с ранцами приходят в класс. Правда, школьные рюкзаки нужны скорее как атрибут новой жизни – носить в них почти нечего. 

«Как таковых учебников у нас нет. Например, на основной урок, который длится полтора часа — это математика или русский язык, нужна тетрадь формата А3. Её особенно не поносишь, поэтому она хранится в классе. Они приносят только необходимое для рукоделия и подобного. Они учатся, сидят за партами, у них у каждого своя парта, пишут на доске, называют учителя по имени и отчеству. Они чувствуют себя школьниками», - рассказывает Лилия Михайлова.

Преподают детям приглашенные специалисты. Сами родители в обучении детей в классе не участвуют. 
 
Сейчас у ребят идёт адаптивный период, поэтому они занимаются по 4 урока в день с 9:00 до 12:30. С конца октября в программу дня добавится прогулка, обед и дополнительные занятия. Учёба будет проходить с 9:00 до 15:00.

«У нас цель, чтобы ребёнок проникся предметом. Например, две недели подряд у нас идёт эпоха русского языка - каждый день основной полуторачасовой урок — это русский язык. Потом две недели закончилось, эпоха русского закончилась. У детей получается эффект забывания и укладывания в голове, пока они погружаются в математику», - рассказывает Лилия Михайлова.

При подготовке к письму дети начинают не с прописей, а с проживания букв образами. Дети ощущают их как что-то значимое внутри себя: в цвете изображают, в сказках.

«Я к этому сначала скептически относилась. Варвара сначала рисовала кота, который свернулся клубочком в букву «о», ещё какие-то вещи. И в какой-то день она пришла и начала читать. У меня просто отвалилась челюсть, потому что они не писали прописи, как обучают в классической системе, не читали по букварю», - вспоминает Ирина Суворова.

Многие родители, которым нравится идея семейного образования, интересуются делами экспериментального класса. «Все хотят, но при этом и боятся. Многие говорили: «Вы молодцы! Вот когда вы всё сделаете, мы придём и поддержим», - вспоминает Ирина Суворова. Несколько родителей, чьи дети пока ходят в садик, намерены через год присоединиться к проекту.

Им придется легче – многие технологии, особенно отношения с традиционной школой, на своих ошибках выстроили родители первых учеников. В нескольких школах Перми педагоги просто отказывались переводить детей на семейное обучение, в некоторых угрожали «завалить» на первой же аттестации. «У них такой настрой, как будто ты в подполье, один учишь силой детей», - вспоминает одна из матерей.

Хотя по закону школы должны принимать детей на семейное образование по заявлению родителей, независимо от места жительства и регистрации,- отмечает юрист Службы поддержки участников образовательного процесса Ольга Кочева.

Но, в итоге, родителям удалось найти школу, с которой смогли договориться о заключении договора, согласовать учебный план и график аттестаций.

В этом году детям нужно будет подтвердить свои знания на трех аттестациях – за полгода, третью четверть и год. В дальнейшем родители надеются договориться на две аттестации в год. 
  
По планам организаторов, дети будут учиться в семейном мини-классе четыре года, по итогам этого обучения станет ясно - имеет ли смысл его продолжать. 

«Детки» – специальная рубрика ТЕКСТа, посвященная детским проектам и новым возможностям, которые появляются в Перми для развития детей. Выходит по четвергам.
Александр Волков (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости