Дневник учителя

Учитель иностранного языка в одной из элитных школ Перми на условиях анонимности рассказала ТЕКСТУ об ошибках коллег, о доходах, и о родителях-«понторезах».

Как стала школьным учителем

У меня переводческое образование, и я никогда не думала, что буду работать учителем. Но в Перми нет предложений в области перевода. На предприятиях города очень мало переводчиков, они держатся за свои места. Поэтому в итоге я выбирала между работой «учителем» и «учителем».

Вообще я хочу уйти из системы образования.

О качестве преподавания языка

В нашей школе высокий уровень преподавания. Но, естественно, пожив в стране, где этот язык родной, я слышу ошибки, которые допускают учителя. И грамматические, и стилистические. Впрочем, относительно уровня Перми, у нас все-таки очень хорошее качество обучения (причем я могу сравнивать и со школой в другом городе, в другой области, где я недолго работала).  

Если говорить про Россию в целом, то есть принципиальное отличие от зарубежной системы образования. У нас иностранному языку детей учат русские учителя. В Европе же, как правило, все иностранные языки преподают его носители. Например, английскому языку учит англичанин, французскому – француз, немецкому – немец и т.д. Ситуация у нас удивляет. Думаю, это идет с советского времени. У нас и сейчас почти нет иностранцев в школах. В Москве и Питере они, конечно, преподают. И найти их, конечно, можно. Но их совершенно нечем заинтересовать. Ни доходом, ни климатом.

О новой роли учителя

Сейчас роль учителя меняется. Большое внимание уделяется рефлексии: ты должен проговорить с учениками, чему они научились, за что получили оценку. Они должны это понимать. У детей формируется некий сознательный подход.

Это хорошее новшество. Но не все учителя готовы к таким переменам. Много молодых, которые готовы. Но подавляющее большинство педагогов - люди старой закалки. Им, конечно, сложно.

О качестве высшего образования

Если сравнивать высшее образование у нас в стране и в Европе, то сравнение будет не в пользу России. Российское образование хорошо в том плане, что оно основательное. У нас затрагивают, мне кажется, больше областей знаний, а в европейской системе идет уклон, скорее, на практику, на узкое освоение специальности. Самый яркий пример – семь лет назад уже на 5 курсе нашего вуза у меня была такая дисциплина, как ОБЖ! И физкультура, кстати, была до 3 курса. В итоге уменьшается количество часов, которые нужны тебе для изучения непосредственно специальности. В Европе наоборот - только предметы по специализации, никаких ОБЖ и физкультур.

Российским студентам не хватает практики. В России стажировка у студентов - месяц, а в европейском вузе – полгода. За 6 месяцев научишься, конечно, большему.

В итоге российское образование оказывается фундаментальным, но бесполезным.

О ЕГЭ

Я бы не сказала, что школьники живут ради ЕГЭ, а потом все забывают. Все-таки ЕГЭ - это специфические требования, совершенно конкретные. Экзамен достаточно объективен, и он нужен, потому что это определенный уровень, этап в обучении. Это не совершенно бесполезная трата времени.

О современных школьниках

Современные дети… они другие. Как ни странно, нынешнее поколение не умеет работать с информацией – находить ее, отбирать важное, синтезировать. Ее стало намного больше, она стала общедоступна: в этом смысле у них теперь есть все по сравнению с нами, но они не умеют получать от этого выгоду. Информации стало очень много, в ней сложно сориентироваться, и их не учат этому. Может быть, они научатся, но будучи чуть постарше.

Придя в школу, я с удивлением заметила, что у нынешних детей больше проблем. В частности, семейных. Очень много неполных семей, или где мама умерла, или ребенок мотается между мамой и папой. В общем таких семей, где ребенок уже пережил тяжелую травму. Меня это очень удивило. В наше время это были, скорее, единичные случаи. Сейчас – более массово. Естественно, все это отражается на детях.

О доходах

Ставка учителя зависит от количества детей в школе (так называемое «подушевое финансирование» – прим. ред.). В обычных школах – это примерно 12 тыс. рублей, у нас – 18 тыс.

Я работаю на 1,5 ставки. Вообще мало кто из учителей работает на одну ставку – обычно 1,5-2. Плюс к этому «районный коэффициент», плюс «стимулирование» (участие во внеклассной деятельности – подготовка школьников к олимпиадам, конкурсам и т.д.). Кроме того, у молодых специалистов есть допвыплаты в течение первых трех лет. В итоге я зарабатываю около 30 тыс. рублей. Это достаточно хорошая зарплата для учителя.

Помимо зарплаты, у меня есть дополнительный доход от репетиторства. Здесь я могу уже немножко барствовать: то есть отказываюсь от занятий с маленькими или глупыми детьми. Я беру тех, кто постарше и мотивирован, потому что мне не интересно объяснять алфавит, а нравится делиться знаниями, полученными в Европе.

У меня нет классного руководства, потому что это слишком большая ответственность. И нет мотивации, потому что за это платят лишь 10% от ставки (то есть 1200-1800 рублей в разных школах – прим. ред.).

По слухам, директор школы может получать тысяч 60-80. Но я не знаю, насколько это достоверно.

О неадекватных родителях

Слухами земля полнится. Когда берешь какого-то ученика, узнаешь, кто его родители. Бывает информация, что «лучше его не трогать» – мол, его родители открывают дверь к директору пинком. Такое есть, с этим приходится считаться.

В таких случаях приходится ровнее, спокойнее общаться с учениками. Например, довольно осторожно говорить завучу о проблемах в поведении и решать это в более спокойной атмосфере. Но мне кажется, что в нашей школе это сглажено, здесь ровная атмосфера.

О профессиональном выгорании

Слышала такое, что вроде как выгораешь где-то через 5 лет. Но, конечно, у нас есть учителя, которые работают намного дольше. Не могу сказать, что они профессионально выгорели. Но точно, что они просто устали. Нагрузка слишком большая.

Это такой миф, что у учителей всего 25 рабочих часов в неделю. На самом деле – не меньше 40. Я тоже сначала была счастлива, думая «Здорово! Будет 25 часов!». Ничего подобного. Очень много времени занимает подготовка.

О сериалах

Сериал «Школа» я не видела, не могу ничего сказать. Когда смотреть–то?

О главном бонусе учителя

Самый большой бонус учителя – это два месяца летних каникул. Они греют душу! Кажется, все учителя живут ради этого.

Напрягает, конечно, что нельзя взять отпуск в любое другое время. Например, я не могу смотаться зимой в Таиланд или еще куда-то, куда бывают выгодные туры. Но что поделаешь! Хотя бы у нас в теплое время года отпуск.  


Читать далее:  Официант пермского ресторана  рассказал о еде из тарелок гостей, чаевых и о том, что общего между официантом и пикапером

Танцовщица пермского стриптиз-клуба рассказала о любви к раздеванию, о конкуренции внутри клуба и о том, спят ли стриптизерши с клиентами.

Молодой пермский врач, уехавший работать в деревню, на условиях анонимности рассказал ТЕКСТУ о доходах, продаже больничных и о подарках от пациентов.
Анастасия Костина (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости