Танцевали, что все «Болид»

Сейчас, когда из-за кризиса и по разным другим причинам бурная клубная жизнь Перми почти угасла, ТЕКСТ представляет спецпроект «Клубная лига». Вспомним, как зарождалось клубное движение в первое постсоветское десятилетие, почему потом в городе случился настоящий бум танцевальных заведений, как появились и исчезли клубы, ставшие культовыми у пермяков.

5.30 утра, понедельник. Полторы тысячи студентов на танцполе «Болида». Никто и не думает расходиться, напротив, новые гости забегают с криком: «Клуб еще не закрыт?». И начинают танцевать. Когда вечеринка закончится, все выйдут из клуба и поедут на пары в университет. А в 9 утра люди спешили сюда уже в кино. Все пять лет, с 1997 по 2002 год кинотеатр «Россия» жил двойной жизнью: утром и днем — фильмы, вечером и ночью — танцы. 



Начало 


Когда Альберт Спешилов открыл «Болид», ему было 23 года, и он работал диск-жокеем в ДК Профсоюзов. За плечами уже был старт-ап — клуб «Туборг», который Спешилов открыл в 1994 году в здании «Универсама». И он задумал сделать новый проект — большой танцевальный клуб для широкой аудитории. В 1997 году он вместе с командой открыл «Болид» в здании кинотеатра «Россия» на ул. Ленина, 88. 

В то время чтобы получить помещение под развлекательный проект, нужно было пройти через «худсовет» у местных чиновников, эта практика осталась еще с советских времен. Спешилову пришлось защитить концепцию заведения, а уже потом договариваться с директором кинотеатра об аренде. Это было необходимо, так как здание кинотеатра «Россия» принадлежало муниципалитету.

Спешилову приходилось ездить «подсматривать» устройство клубов и перенимать опыт у танцевальных заведений Москвы и Питера, но полностью копировать их в Перми было бессмысленно. Он взял лишь некоторые идеи, например по созданию зон баров, танцполов. Говорит, культурная разница между столицей и провинцией была невероятно ощутима — появление точной копии московского клуба в Перми было бы сродни прилету инопланетян. 

«Болид» стал первой по-настоящему массовой площадкой в Перми. С четверга на пятницу приходила танцевать взрослая публика, в ночь с пятницу на субботу и с субботы на воскресенье — молодежь, в субботу вечером была школьная дискотека, а с воскресенья на понедельник — студенты. 

 
У клуба появились первые резиденты — DJ White и DJ Basco. Тогда только появлялось понятие резидентсва. Как и многие, они пришли в новую клубную жизнь города из дискотек в Домах культуры. 

Площадь «Болида» составляла около 2,5 тыс. кв.м., клуб вмещал более 1 тысячи гостей за раз — туда стекалась молодежь со всех концов города. Альберт Спешилов говорит, что в то время люди жаждали перемен и поддерживали команду «Болида», которая стремилась делать что-то новое, удивлять, менять представление людей об отдых, развиваться. «Коллектив был золотой!», — вспоминает Спешилов. 

Клуб стал не только первой массовой танцевальной площадкой в Перми, но и одним из первых, кто взялся «учить» пермскую публику отдыхать по-новому. Дресс-код, правила поведения в клубе, принципы работы команды, музыкальные тематические вечеринки, — все это появилось в «Болиде». Вечеринки проводили с размахом. Если это была диско-вечеринка, то делали мигающие лампочками буквы в человеческий рост, шили клеши, парики, писали программу. «Болид» стал первым клубом в городе, где установили профессиональный лазер и устраивали лазерное шоу. 


Руководство «Болида» всячески стремилось приучить пермяков отдыхать в клубе культурно и заботилось о безопасности. Клуб был оснащен камерами и металлоискателями. В «Болид» не пускали с оружием. Сейчас это звучит дико, но в то время, в конце 90-х годов из тысячи человек, приходивших в клуб потанцевать, у 10-15 было оружие. Не холодное, огнестрельное! Его сдавали в специальный сейф в клубе и только потом шли отдыхать. 

«Это были революционные вещи, которые меняли представление людей об отдыхе. И за эти правила приходилось драться в прямом и переносном смысле, приходилось отстаивать свою правоту», — вспоминает Альберт Спешилов. 

Расцвет 


Соловьев со Спешиловым объехали все приемы вторчермета, все помойки. Они решили: никаких муляжей в обновленном интерьере клуба, нужно делать все настоящее. Так в «Болиде» появились обтекатель от Су-27, приборная доска от МИ-8, трубы от вентиляции, посадочные огни от ИЛ-76, семафор, аппарат газированной воды, телефонная будка, бензоколонка, посадочные огни от ИЛ-76. Они зажигались от огромного трансформатора, сделанного на заказ специально для «Болида». Когда это происходило, танцоры на сцене старались отходить влево или вправо, потому что от огней было невероятно горячо. 

Сцена была отделана металлическими листами. Белый потолок красили чемпионы мира среди юниоров по альпинизму. Лесенки не доставали до потолка, и они натягивали провода между светильниками, счищали белила, а потом красили потолок водоэмульсионной краской. На фасад кинотеатра прикрутили новый логотип из нержавейки и обновленный «Болид» в конце 1999 заработал вновь.


Альберт Спешилов и Денис Соловьев познакомились в 1998 году. Соловьев стал арт-директором клуба, а весной 1999 года они закрыли «Болид» на ремонт для того, чтобы изменить его до неузнаваемости.
Если до ремонта он был больше похож на большую дискотеку, где могли играть медляки, то после ремонта, с конца 1999 года «Болид» стал «более клубный»: играла только хаус-музыка, а интерьер сделали в модном тогда стиле индастриал. 

В «Болиде» старались опережать время, удивлять публику, делали интересные, новаторские проекты. Так, в клубе проводились фестивали электронной музыки «Реальная сила» при поддержке Ильи Друзьякина, автора одного из первых пермских электронных проектов Daddy Has Hanged. Сегодня Друзьякин известен широкой публике как «Сиплый» из клипов пермского репера Сявы, а тогда он был одним из самых прогрессивных пермских электронных музыкантов. 


Болид, 1999 год, шоу "Проводы зимы".

Электронные фестивали собирали команд из Перми и соседних городов: Ижевска, Екатеринбурга. Оказалось, в городе много талантливых музыкантов, обожающих электронную музыку. Там играли пермские команды ORZ Project, Daddy has hanged, PLKN PRNL LMNL, R-Club, Zombie, X-TRA, также Dj Smash, «Чугунный скороход», «Радиотранс». При клубе работала Школа ди-джеев: по вечерам DJ White и DJ Basco учили ребят крутить пластинки, разбираться в технике. 

Справа налево: DJ Шмель, DJ Вайпер, DJ Сухов, MC Вова-Медляк, Альберт Спешилов.

«Болид» стал первым клубом в городе с настоящей хаус музыкой. Гастрольная программа ди-джеев была прописана на месяцы вперед. Туда приезжали играть десятки знаменитостей со всей страны: Garage Sound System (DJ Шмель, Dj Suhov, Dj Viper и Dj Polina), DJ Фонарь, DJ Грув, DJ Sanches, DJ Град, DJ Коля и тогда еще никому не известные ведущие радио «Модерн» Бачинский и Стиллавин. Когда Грув играл в «Болиде», по клубу невозможно было передвигаться — 2 тысячи человек плечом к плечу танцевали без остановки. Выступал репер Сява, он же Слава Mook. Правда, Сява еще не был Сявой — и ди-джейство, и музыкальная карьера Вячеслава Хахалкина были впереди, тогда он просто танцевал на сцене «Болида». 

Для того чтобы послушать хорошую музыку, нужно было прийти в клуб. Ее невозможно было где-то купить или скачать. Иногда в «Болиде» записывали сеты ди-джеев, которые потом месяцами слушали в магнитолах в автомобилях. 

Закрытие 


«Болид» проработал пять лет, с 1997 по 2002 год. Это было неспокойное время: сообщения о том, что в клубе заложена бомба, поступали раз в полгода. Приезжала полиция, просила всех покинуть заведение на час-два. Тысяча человек высыпала на ул. Ленина ночью и дожидались, когда их впустят обратно. Полицейские с собаками проверяли весь клуб и через два часа люди заходили обратно. «Если где-то сейчас такое повторится, это будет скандал!», — рассказывает Альберт Спешилов. 

В «Болид» было вложено около $500-600 тыс. — немалая и по нынешним временам сумма. Затраты окупились, но не так быстро, как рассчитывали: помешал кризис 1998 года.


«Болид» закрылся в самом расцвете, в 2002 году. Думали, что лишь на время ремонта здания, оказалось — навсегда. Кинотеатр «Россия» хотели превратить в большой развлекательный центр с ночным танцевальным клубом, суши-баром, боулингом. Был даже сделан проект, но здание было продано компании «Перспектива» и на этом история клуба закончилась.

На закрытие «Болида» пригласили 11 лучших ди-джеев со всей страны, среди них были Катрин Весна, DJ Фонарь, DJ Шмель DJ Фанки Ди. Ди-джеям оплатили только билеты до Перми, но они все равно откликнулись, прилетели и отыграли в «Болиде» без гонорара, так как любили этот клуб. Не позвали только DJ Грува — побоялись, что не согласится на такие условия. Как оказалось, зря, Грув бы приехал, а из-за того, что не пригласили, обиделся. 

Клуб «Болид» был одним из первых значимых проектов в развитии городской клубной культуры 90-х годов, изменил отношение пермяков к ночному отдыху, дал старт развитию других развлекательных начинаний города.






Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости