Россия не должна быть беспутной

На Западе его называли не иначе как «король Урала». Это – Николай Васильевич Мешков (1851–1933), знаменитый предприниматель и меценат конца XIX – начала XX века. О том, какого уровня это был бизнесмен, говорит, например, тот факт, что его фирме доверяли финансисты и в России, и за границей, а векселя, подписанные им, принимали любые банки.

Около полусотни пассажирских и грузовых пароходов, сотня барж, почти 60 дебаркадеров, земельные участки у пристаней и т.д. – ему принадлежало огромное хозяйство. На предприятиях Мешкова работали несколько тысяч человек.

Величайшей заслугой Мешкова перед Пермью стало открытие первого на Урале университета. Он лично договаривался об этом с высшим руководством страны, а в 1916 году подарил Перми принадлежавший ему комплекс зданий Ночлежного дома и свой особняк («Дом Мешкова», ныне – Пермский краеведческий музей) для размещения университета, а также пожертвовал собственных полмиллиона рублей на его развитие.

Любопытно, что сам Мешков окончил всего четыре класса уездного училища, после чего отец решил, что этого достаточно и взял с собой заниматься делами. Так что работать Мешков начал с малолетства. В 25 лет он уже заведовал делами крупного предприятия – был «полным доверенным» в бассейне Камы «Товарищества Волго-Камского пароходства». А собственное дело он начал в 26 лет: с компаньоном взял в долг 800 рублей и арендовал винтовой пароход для перевозки грузов. Что интересно, через год он отказался от службы в «Товариществе», даже несмотря на то что вместо 1200 рублей ему предложили жалование в 3600 рублей. С этого момента, шаг за шагом он начал строить свою транспортную империю, которую разом потерял в 1918 году.

Некоторые его современники говорят, что он «был меньше всего купцом-толтосумом», что был умным, остроумным, обаятельным человеком.

__

В октябре 1866 мы с отцом обосновались в селе Новодевичьем Симбирской губернии, работая по заданию всё той же экспортной фирмы, в которой ранее служил отец. Он поручал всё более сложные дела. Попутно научил меня вести счетоводство и кассовые операции.

Меня интересовала деятельность на путях сообщения, как самая необходимая в нашей огромной, малокультурной стране.

Из истории мы знаем, что Северные Американские Соединённые Штаты своими достижениями и успехами обязаны отнюдь не завоеваниям или каким-нибудь удачным контрибуциям. А главным образом, поспешному и целесообразному развитию всякого рода путей и сообщений в своей стране.

Если общение создаёт для людей благо, то наша огромная разноплеменная и разнообразная Россия не должна быть беспутной.

Нас упрекают, что мы мало молимся, но это не могло мешать служить панихиду в учебных заведениях и для низших воинских чинов.

Выражением «не воспрещаю, но и не благословляю» делается увертка, а это недостойно делать духовным учителям.

Этот район не только богат, но своеобразен, совершенно не изучен, потому что у него нет университета; он весь в будущем, он сулит широкие перспективы для всякого исследователя, который прикоснётся к нему.

Для нашей земледельческой страны более чем важно иметь своё, а не заграничное калийное удобрение.

Кончится война народов за право и справедливость и Россия должна будет напрячь все свои духовные силы, чтобы быть экономически сильной независимой в своём развитии от влияния более развитых в промышленном отношении стран. Это будет очередной задачей русской государственности, и в достижении её не последнюю, а я думаю, главнейшую роль должен будет сыграть Урал.

И как надеюсь, что Вы поможете еще раз нам, гражданам нашей измученной, казнимой Родины, вновь найти веру в свои силы, которые ещё так недавно казались чем-то! (Из письма Льву Николаевичу Толстому, которого называет «дорогой учитель» – прим. ред.)

В честь и память моего лучшего друга и защитника, человека необычайной доброты, всепрощения, терпения и великих страданий, в память и признательность моей матери. В честь ея светлого имени придумал я построить дом приюта, питания и предупреждения заболеваний для неимущих, со всеми приспособлениями, долго и строго обдуманными, с детскими садами для уличных детей – зимним и летним садом, с бесплатной библиотекой, школой, с пекарней и квасоварней для половины населения города, с разными мастерскими для заработков и т.д.

Прочитал в столичной газете о возможности перевода Юрьевского университета. Польза для всего края очевидна и неоспорима. Если Городская Дума найдёт нужным, кроме отвода места и временного помещения, гарантировать ещё хотя бы по 50 000 рублей в год приплаты на постройки или содержание Университета прошу оказать мне честь позволить совместно с городом из своих средств в течение десяти лет вносить также 50 000 рублей ежегодно.

Университеты, являясь между прочим фундаментом для правильного развития экономической и промышленной жизни страны, развивают и направляют культурные силы народа, поднимают его дух, и их деятельность поэтому ни на минутку не должна прекращаться.

Вы не возвращайте то, что я вам посылаю, а лучше потом отдайте другим, кто будет в таком же положении, как Вы сейчас. (Из писем просителям и нуждающимся в деньгах – прим. ред.)

Охотно Вам помогу, если Вы обещаете после окончания университета работать в Перми и Пермской губернии.

Что конфисковали – правильно, но почему без описи? (Когда все его имущество было национализировано в 1918 году – прим. ред.) 

О личном:

Мои личные впечатления и инстинкты не такие как у тебя, ибо ты женщина! (Из писем жене – прим. ред.)

Твои письма и ласки стали для меня уже воздухом и лучом радостным… Я очень люблю тебя, ты даёшь мне очень многое.

Родная моя, мой радостный луч! Ты поймёшь, и не осудишь меня за то, что я люблю всё живое, хорошее, красивое, радостное, и что я поддаюсь твоему обаянию.

Я уже соскучился всеми прелестями пароходной жизни и очень бы хотел завтра же уехать из Перми к Вам. Как заботит меня Ваша жизнь. Крепко целую тебя, моя милая Катенька.


Источники: письма жене, письма просителям и нуждающимся в деньгах, речи на торжествах по случаю открытия Пермского университета (1916), докладная записка командующему Северо-Западным фронтом Генералу-адъютанту Алексею Николаевичу Куропаткину (1916), телеграмма от 14 ноября 1915 г. в адрес Городской Думы, письмо Льву Толстому, ходатайство Земскому Собранию об увеличении пособия Пермской бесплатной библиотеки, Письмо Пермской Городской Управы (1913), Р. И. Рабинович «Опальный миллионер». 
Редакция благодарит Музей истории Пермского классического университета за помощь в предоставлении материалов. 
Константин Дьячков, Анастасия Костина (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости