Рейтинги-шмейтинги. Можно ли доверять пермским рейтингам от недвижимости

Юлия Пивоварова, консалтинговая группа Rezon, специально для Casual Friday


С тех пор, как рынок недвижимости стал подчиняться законам рыночной экономики, он привлекает много внимания со стороны разных групп интересантов. Это и инвесторы, которые готовы реализовывать долгосрочные проекты, и студенты, которые хотят арендовать недвижимость, и люди, заинтересованные в улучшении жилищных условий.

В Перми не происходит строительного бума, несмотря на заявления властей. Нам кажется, что новостроек в городе много, но на самом деле темпы строительства жилья у нас очень невысокие в сравнении с другими городами-миллионниками Например, в Краснодаре за I квартал было введено 350 тыс. кв. м жилья, а в Перми за три квартала 2013 г. – 171,65 тыс. кв. м. Конечно, у нас в городе дефицит, конечно, квартиры в новостройках очень быстро раскупаются, конечно, интерес к теме очень высокий. А раз есть интерес к теме, значит, есть и люди, которые об этой теме готовы рассказывать. Но речь в данный момент идет не о журналистах изданий, которые публикуют обзорные и аналитические материалы по недвижимости, а о компаниях, которые выстраивают свое продвижение через существующий интерес. Если говорить конкретнее, я имею ввиду различные «рейтинги», которые появляются в прессе.

В свое время, когда еще выпускался журнал Rezon, журналисты и аналитики издания уделяли большое значение рейтингам, так как они позволяют понять рынок и причинно-следственные связи. Но, приступая к разработке методики какого-либо ранжирования, мы всегда понимали, что выдать чушь не представляется возможным. Система контроля качества рейтинга была, конечно, условной. Но руководство здравым смыслом было обязательным. Мы никогда не позволяли себе выпустить рейтинг ради рейтинга. Но сейчас, на мой взгляд, такое в прессе встречается все чаще и чаще.

По большому счету, когда в каком-нибудь пермском издании появляется лажовый рейтинг или рэнкинг по рынку недвижимости, я не испытываю нечеловеческих страданий. Мне просто удивительно, что редакторы не могут сложить 2 и 2, чтобы заметить несоответствие результатов исследования фактическому положению вещей. И мне неприятно, когда компания, которая однозначно должна быть в хорошем рейтинге, там отсутствует.

Вот недавно пришел мне пресс-релиз. Открываю – в тексте график «ТОП-5 самых популярных застройщиков» по данным агентства N.

Здесь следует заметить, что у любого человека, который приступает к чтению рейтинга в области, с которой он хотя бы опосредованно знаком, есть изначальная гипотеза. То есть если вас сейчас попросить назвать ТОП-5 популярных застройщиков, то вы с легкостью справитесь с этой задачей. Так вот, в том рейтинге, который мне прислали, не было компании, которая там должна быть однозначно – ПЗСП. Ведь все мы понимаем, что ПЗСП для Перми – это однозначно популярный застройщик.

Я ответила на пресс-релиз вопросом, мол, ПЗСП-то куда дели? Некрасиво как-то получилось же. В ответ милая барышня мне сказала, что все логично, рейтинг составлен по данным о сделках, совершенных в агентстве недвижимости N. То есть. На основе данных только по одному агентству недвижимости, которое работает не со всеми пермскими застройщиками, составлен рейтинг «ТОП-5 самых популярных застройщиков». Ну вот как так?!

Причем, знаете, что самое интересное? На графике в этом рейтинге есть ценнейшая информация – количество сделок по застройщикам. Обычно в таких рейтингах абсолютные показатели заменяют на относительные, и получить представление о фактическом количестве сделок не представляется возможным. Но в данном случае агентство недвижимости N не стало жадничать, решившись на публикацию данных, что уже вызывает уважение.

Резюмируя сказанное, хочу призвать людей, которые вынашивают идеи создания рейтингов по рынку недвижимости, более внимательно подходить к разработке методики рейтингования. Придумав название, составьте гипотезу о том, кто или что точно должны быть в шорт-листе (можно и каких-нибудь умных знакомых об этом спросить, подстраховаться). И если в результате рейтингования гипотеза будет категорически не соответствовать фактическому результату, то методику надо пересмотреть. Или изменить название рейтинга. Иначе доверие к рейтингам со стороны операторов рынка недвижимости и читателей СМИ будет утрачено (не хотелось бы этого, ага).

Ну а читателям рейтингов я хочу посоветовать не верить слепо результатам, а сначала обязательно ознакомиться с методикой рейтингования. 

Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Проект выходит при поддержке группы Мой город Пермь.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости