Поэт модернизма
Его называют «номером один» среди пермских архитекторов второй половины XX века. Его проекты копировали в других городах, а созданное им здание дворца культуры настолько изящно, что вполне смотрелось бы в Амстердаме в 70-е. Известный пермский архитектор Мендель Иудович Футлик за несколько десятилетий серьезно изменил облик города, создав множество известных и не очень зданий и памятников. На днях стало известно, что мэтр закрывает свою мастерскую: не стало заказов и дал знать почтенный возраст — Футлику 88 лет.
«На языке модернизма он говорит ярко, как поэт и это мышление объемом ему удается от козырька до технических сооружений Пушкинской бани», - отзывается о нем историк архитектуры Александр Михайлов. Мы попросили его назвать пять главных зданий Футлика, которые преобразили Пермь, и объяснить, почему они замечательные:
Здание по ул. Ленина, 70 — это первый по-настоящему сильный модернистский проект внутри Перми, где реализуются основные принципы модернизма. Берется чистая форма, которая дополняется за счет красивого козырька, и получается действительно тонкая работа. Проект потом стал типовым и был скопирован в Мурманске как весьма удачный. Сегодня это объект культурного наследия.
Это интересное и своеобразное здание на ул. Пушкина, 64 — переработка архитектуры Ле Корбюзье (французский архитектор, пионер модернизма, - прим. ред), комплекса Капитолия из индийского города Чандигарх. Баня выполнена из очень странного материала. Тогда с этим было сложно, поэтому она покрыта бетонной плиткой, хотя в чистом бетоне она бы смотрелась, как у Корбюзье, достаточно тонко. Несмотря на то, что здание бани несколько изуродовано последующими реставрациями и реконструкциями, оно все равно очень ярко вещает о Чандигархе.
И Пушкинская баня, и ДК ВОС на ул. Краснова, 18 построены в едином архитектурном стиле, прямо отсылают к чандигархским проектам Ле Корбюзье. Это работа довольно тонкая и изящная. Интересно, что ДК — первый в Перми пример применения бетонного профиля как облицовки здания. Мы видим, как аккуратно ДК «посажен» по объему, как работает ризалит (часть здания, выступающая за основную линию фасада во всю его высоту, - прим. ред.), как здание вообще работает с углом улицы.
Посмотрите, как исполнен пандус и лестница ВОС, посмотрите на ту опору, на которой стоят пандус и лестница, на утонченность объема и мы поймем, что это почти скульптурная работа. Это круто, тонко, такое здание могло быть создано в 70-е в Амстердаме и вполне себе смотрелось, особенно если б было выполнено из бетона, а не из этой довольно дешевой и плохой бетонной плитки.
У этого здания на ул. Мира, 39 красивые пилоны, которые поддерживают козырек. Если посмотреть на них снизу вверх, они утончаются и похожи на грибные стволы. Это изящная форма, красивая архитектура, которая представлена из мелких деталей. Если взглянуть на старые фотографии, то оказывается, что у здания еще и довольно занятная фактура стен. ДК был построен в 1970-х. Футлик работал с типовым проектом, он его «посадил» на местности, видоизменил и получилось вполне красивое здание.
Павильона с волнообразной кровлей и раздваивающимися, как рогатка, пилонами уже нет. Он был построен в советское время и снесен в 2000-е. Кассы находились около Речного вокзала. У здания были классные навесы на пилонах, это чистый модернизм, довольно яркий. Интересна сама конструкция здания и то, как Футлик работает с объемом.
Эти замечательные здания были построены в эпоху советского модернизма, которая накладывала на архитекторов некоторые ограничения — они не могли выступать за пределами стиля. В начале 90-х это ограничение спало и архитекторы «ринулись, во что попало».
«Мендель Футлик начал заниматься возрождением модерна, ретроразвитием, хотя все-таки архитектура не должна говорить о днях предшествующих, ну или тогда нужно понимать тот язык и говорить на нем. Но высказывания Футлика на языке модерна довольно неинтересны и скучны по пропорциям», - считает Александр Михайлов. Поэтому советские проекты Футлика войдут в историю, а послеперестроечные — вряд ли.
Ранее мы рассказывали о пяти замечательных зданиях на окраинах Перми, ради которых стоит туда съездить.
«На языке модернизма он говорит ярко, как поэт и это мышление объемом ему удается от козырька до технических сооружений Пушкинской бани», - отзывается о нем историк архитектуры Александр Михайлов. Мы попросили его назвать пять главных зданий Футлика, которые преобразили Пермь, и объяснить, почему они замечательные:
1. Библиотека им. Горького.
Здание по ул. Ленина, 70 — это первый по-настоящему сильный модернистский проект внутри Перми, где реализуются основные принципы модернизма. Берется чистая форма, которая дополняется за счет красивого козырька, и получается действительно тонкая работа. Проект потом стал типовым и был скопирован в Мурманске как весьма удачный. Сегодня это объект культурного наследия.
2. Пушкинская баня.
Это интересное и своеобразное здание на ул. Пушкина, 64 — переработка архитектуры Ле Корбюзье (французский архитектор, пионер модернизма, - прим. ред), комплекса Капитолия из индийского города Чандигарх. Баня выполнена из очень странного материала. Тогда с этим было сложно, поэтому она покрыта бетонной плиткой, хотя в чистом бетоне она бы смотрелась, как у Корбюзье, достаточно тонко. Несмотря на то, что здание бани несколько изуродовано последующими реставрациями и реконструкциями, оно все равно очень ярко вещает о Чандигархе.
3. ДК Всесоюзного общества слепых.
И Пушкинская баня, и ДК ВОС на ул. Краснова, 18 построены в едином архитектурном стиле, прямо отсылают к чандигархским проектам Ле Корбюзье. Это работа довольно тонкая и изящная. Интересно, что ДК — первый в Перми пример применения бетонного профиля как облицовки здания. Мы видим, как аккуратно ДК «посажен» по объему, как работает ризалит (часть здания, выступающая за основную линию фасада во всю его высоту, - прим. ред.), как здание вообще работает с углом улицы.
Посмотрите, как исполнен пандус и лестница ВОС, посмотрите на ту опору, на которой стоят пандус и лестница, на утонченность объема и мы поймем, что это почти скульптурная работа. Это круто, тонко, такое здание могло быть создано в 70-е в Амстердаме и вполне себе смотрелось, особенно если б было выполнено из бетона, а не из этой довольно дешевой и плохой бетонной плитки.
4. Адаптация типового проекта ДК им. Гагарина.
У этого здания на ул. Мира, 39 красивые пилоны, которые поддерживают козырек. Если посмотреть на них снизу вверх, они утончаются и похожи на грибные стволы. Это изящная форма, красивая архитектура, которая представлена из мелких деталей. Если взглянуть на старые фотографии, то оказывается, что у здания еще и довольно занятная фактура стен. ДК был построен в 1970-х. Футлик работал с типовым проектом, он его «посадил» на местности, видоизменил и получилось вполне красивое здание.
5. Здание касс у Речного вокзала.
Павильона с волнообразной кровлей и раздваивающимися, как рогатка, пилонами уже нет. Он был построен в советское время и снесен в 2000-е. Кассы находились около Речного вокзала. У здания были классные навесы на пилонах, это чистый модернизм, довольно яркий. Интересна сама конструкция здания и то, как Футлик работает с объемом.
Эти замечательные здания были построены в эпоху советского модернизма, которая накладывала на архитекторов некоторые ограничения — они не могли выступать за пределами стиля. В начале 90-х это ограничение спало и архитекторы «ринулись, во что попало».
«Мендель Футлик начал заниматься возрождением модерна, ретроразвитием, хотя все-таки архитектура не должна говорить о днях предшествующих, ну или тогда нужно понимать тот язык и говорить на нем. Но высказывания Футлика на языке модерна довольно неинтересны и скучны по пропорциям», - считает Александр Михайлов. Поэтому советские проекты Футлика войдут в историю, а послеперестроечные — вряд ли.
Ранее мы рассказывали о пяти замечательных зданиях на окраинах Перми, ради которых стоит туда съездить.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.