Меловой период. Зачем пермским кафе грифельные доски и кто на них зарабатывает

Молодого человека вновь вызвали к доске — он пишет на ней уже битый час, аккуратно выводя буквы. Нет, это не затянувшийся урок в школе, это пермский художник Андрей Друм работает над обновлением информации на грифельной доске в одном из пермских баров.

Леттеринг или рисование мелом на грифельных досках массово появился в пермских магазинах, пабах, кафе, ресторанах три-четыре года назад. Тогда это только начинало входить в моду, теперь же грифельная черная доска красуется примерно в каждом третьем заведении Перми. Зачем они нужны?



Во-первых, это не только дань моде, пришедшей в Пермь из Европы. Досками и мелом в заведениях пользуются потому, что это удобно: информация о спецпредложениях, скидках и акциях постоянно обновляется и ее проще быстро написать на доске, чем печатать листовки. В ресторане «Партизан» рассказали, что обзавелись грифельной доской не сразу, а когда появились концертная программа, спецпредложения в меню и футбольные трансляции. Говорят, надписи мелом работают, например, стоит анонсировать на доске корюшку к футболу, так ее быстро разбирают.

Во-вторых, это заметная рекламная вывеска, выполненная красивым шрифтом и нередко — с меловыми иллюстрациями. Пусть она дублирует информацию из меню или ценники на витрине, но она сильнее привлекает внимание посетителя.



В-третьих, меловая доска — это шаг от масс-маркета в сторону индивидуального подхода к клиенту, чтобы тот чувствовал себя как дома. Например, в одном из крупных пермских гипермаркетов ценники в сырном отделе написаны белым мелком по черному, от руки. Словно это и не сырный отдел в большом магазине, а фермер на сельском рыночке разложил товар, наскоро от руки чиркнув на темной бумажке название и стоимость.

«У леттринга есть определенная красота и эстетика в легкой кривизне шрифта – ведь он рисуется вручную, поэтому у него должна быть небольшая погрешность, ведь над ним работает человек, а не машина», — говорит Андрей Друм. Он — самоучка, сам изучал шрифты, каллиграфию, разбирался в логике построения шрифтов и их истории и за три года «набил руку». В числе его работ — меловые доски «Кулинарной лавки №1», нересторана «Фишер», пивных магазинов Bivo shop и «Дочь мясника», паба «Штопор».



Сегодня в Перми есть около пяти-шести художников, постоянно работающих в жанре леттеринга. «Это востребованное направление — в какой-то момент заведения стали делать меловые доски как способ удачной недорогой подачи информации», — говорит Андрей Друм.

Для каждого заведения художник подбирает стиль и шрифт. Цель — создать красивую, «цепляющую» надпись или композицию, пусть и недолговечную. Работу с заказом он выстраивает так:

1. Заранее запрашивает информацию у клиента о заведении,

2. Приезжает, замеряет доски, фотографирует, делает заметки,

3. Дома рисует наброски, показывает их клиенту. После того как эскизы утверждены, делает на них разметку,

4. Приезжает в заведение и начинает рисовать по готовым эскизам и разметке.



В отличие от школьных досок, на рекламных пишут специальными меловыми карандашами, мелками или твердой пастелью. Чаще всего художникам заказывают нарисовать на меловой доске меню и спецпредложения заведений. Надписи могут держаться долго, иногда для большей фиксации художники брызгают на них обычным лаком для волос. Обычно у Андрея Друма 3-4 заказа в месяц, над каждым он работает по нескольку дней. Стоимость заказа зависит от длины доски, объема информации, которую нужно нанести, а также наличия рисунков. В среднем работа художника на меловой доске стоит от 3 тыс. руб. Примерно раз в два месяца он обновляет информацию а иногда полностью перерисовывает доску.

Сегодня леттеринг в городе активно развивается. В планах Андрея Друма — провести мастер-классы по работе с меловой доской, набору шрифтов и построению шрифтовой композиции. 

Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости