Клубометры дыма
Сейчас, когда из-за кризиса и по разным другим причинам бурная клубная жизнь Перми почти угасла, ТЕКСТ представляет спецпроект «Клубная лига». Вспомним, как зарождалось клубное движение в первое постсоветское десятилетие, почему потом в городе случился настоящий бум танцевальных заведений, как появились и исчезли клубы, ставшие культовыми у пермяков.
Вечерние дискотеки в ДК и первые ночные танцы в кинотеатре
Миша White на сцене в широких цветных штанах ведет дискотеку, объявляет конкурсы и медляки. «Я ставил музыку. И у меня была палка, к которой с одной стороны на проволоку была привязана варежка. Когда нужно было сильно надымить, я поливал ее глицерином и водил по утюгу. Одна минута и весь зал в дыму! Сейчас, наверное, ни одна дым-машина так сильно не задымит», — вспоминает Денис Соловьев (бар «Совесть»).
Так в те времена оборудование мастерили из всего, что можно. Такая самодельная дым-машина была в ДК Дзержинского (ДКД). «Мы сделали квадратный каркас, с одной стороны поставили вентилятор, с другой — утюг, а сверху емкость с глицерином. Он капал на утюг и превращался в дым», — говорит Денис Соловьев. Уже позднее, когда клубное дело начало развиваться, появилось профессиональное световое и звуковое оборудование.
Дискотеки в начале 90-х проводились практически во всех ДК: в ДК Гагарина, ДК Свердлова, ДК Гознака, ДКД и в теперь уже бывшем ВВКИУ, куда местные девушки приходили на танцы с надеждой найти себе мужа-военного.
Именно в ДК начинали карьеру известные пермские ди-джеи, радиоведущие, создатели клубов: Альберт Спешилов, Денис Соловьев, Олег Постников, DJ White, DJ Basco и многие другие. Дискотеки кардинально отличались от тех, что есть сегодня: они были вечерние, шли с 7 до 11 вечера, у них был ведущий, который объявлял песни и проводил конкурсы, пары танцевали под медляки.
Пермяки «отрывались» под модные тогда La Bouche, Ace of Base, Yaki-Da, E-Type, Roxette и русскую эстраду типа Натальи Ветлицкой и группы «Русский Размер».
Первые еженедельные уже ночные танцы стали проходить в помещении кинотеатра «Победа» на ул. Орджоникидзе в 1994 году. Их проводили ребята из отдела «Новая музыка», в то время единственные в городе, торговавшие фирменными дисками.
Фирма ютилась в крошечном помещении на пересечении Комсомольского проспекта и улицы Коммунистической и заказывала диски напрямую из Европы. «Тогда было очень ново и модно слушать электронную музыку, в частности хаус, транс и рейв. «Новая музыка» с друзьями проводили дискотеки в «Победе», это были первые вечеринки с атмосферой настоящего клуба: все танцуют, девочки на роликах развозят минералку и чай. Ребята были единственными в городе обладателями такого количества музыки на CD и договорились с гостями, которые ходили в «Победу», чтобы те эту музыку на кассеты не переписывали. И люди ждали выходных, чтобы снова ее послушать. Потом их обворовали, отдел с дисками проработал некоторое время и закрылся», — говорит Денис Соловьев.
ДК Профсоюзов.
Первую зарубежную танцевальную команду привезли в Пермь в декабре 1997 года. Это была бомба, взрыва которой почти никто не заметил. В пермский клуб «Апокалипсис» в ДК Профсоюзов приехали 740 Boyz из США, известные своим хитом Shimmyshake. «Тогда кроме рекламы на заборах ничего не было, и мы просто обклеили афишами весь город. Но все случилось так смазано, так быстро, что пришло очень мало человек», — рассказал Денис Соловьев.
Первая массовая танцевальная площадка: диско-клуб «Болид»
В середине 90-х стало ясно, что дискотеки в том виде, в котором они были, начали устаревать. Альберт Спешилов, работавший тогда диск-жокеем в ДК, задумал открыть большой танцевальный клуб для широкой аудитории. Он нашел инвестора и в 1997 году в здании кинотеатра «Россия» открыл «Болид».
Клуб стал не только первой массовой танцевальной площадкой в Перми, но и одним из первых, кто взялся «учить» пермскую публику отдыхать по-новому. Дресс-код, правила поведения в клубе, принципы работы команды, музыкальные тематические вечеринки, — все это появилось в «Болиде». Клуб брал массовостью: с четверга на пятницу приходили танцевать взрослая публика, с пятницу на субботу и с субботы на воскресенье ночью — молодежь, в субботу вечером была школьная дискотека, а с воскресенья на понедельник — студенты. При этом днем в кинотеатре «Россия» по-прежнему шли кинопоказы.
В «Болиде» играли самые известные ди-джеи страны: DJГрув, DJ Шмель, DJ Фонарь, и репер Сява, он же Слава Mook. Правда, Сява еще не был Сявой — и ди-джейство, и музыкальная карьера Вячеслава Хахалкина были впереди, тогда он просто танцевал на сцене «Болида».
«Это было бурливое время, непростое. Культуры посещения заведений у людей не было. Мы не шли от запросов потребителя, мы старались быть новаторскими, исходя из своего видения ночного отдыха молодежи. Нам пришлось сделать большой плакат у входа в клуб — «Правила клуба» (например, был запрещен вход в спортивных костюмах). Перед тем как зайти, человек должен был их прочитать и если он с ними соглашался, то проходил. Некоторым они были сложны для восприятия и вызывали шок», — говорит Альберт Спешилов.
Кто первый устроил «пенные вечеринки» и привез зеленый чай с жасмином
В конце 90-х — начале 2000-х в Перми, кроме «Болида», работали крупные клубы типа Space Jam и «Галактики». Открылось кафе «Валида», сразу заявившее столичную, высокую планку: уровень кухни, сервиса, сама концепция заведения были столичными. Автор «Валиды», ресторатор Борис Кулинский первым предложил пермякам зеленый чай с жасмином, тростниковый сахар, абсент, «Бехеревку», рукколу и многое другое. Еще одной «фишкой» «Валиды» был музыкальный фон: музыка в заведении четко делилась на утреннюю, дневную и вечернюю и горе было тому, кто путал диски. «Мы могли танцевать в «Болиде» до 7 утра, потом приехать с Борей в «Валиду», он ее открывал и мы ели, что находили в холодильнике», — вспоминает Денис Соловьев.
Первым по-настоящему культовым местом в Перми стал клуб «Сбитый летчик». Он открылся 30 сентября 2001 года — с этого дня начался совершенно новый этап, если не эпоха, клубной жизни Перми. И вот почему: именно там проходили первые пенные вечеринки, первые DepecheMode-party, показы мод, презентации журнала «ОМ». Именно «Сбитый летчик» стал первым регулярно привозить иностранных ди-джеев и устраивать концерты звезд. Он поначалу был чем-то вроде закрытого клуба — первое время вход в заведение был по карточкам.
Раньше было очень мало людей, которые слушали другую музыку и одевались не как все. «Тогда был очень резкий переход от советской России к капитализму, к другой музыке, одежде, манере общаться. Либо ты «Лесоповал» слушаешь, либо ты уже какой-нибудь продвинутый творческий человек. Ничего среднего. Это рвануло очень резко: все эти клубы – они пошли как грибы, а до этого вообще клубов с ди-джеями не было», — говорит один из основателей клуба «Сбитый летчик» Максим Кодолов. По его словам, «Сбитый летчик» не был бизнес-проектом и цели заработать большие деньги не было. Дело было в другом: важнее было высказаться и высказаться первыми.
Эпоха гламура и больших танцевальных проектов
С середины 2000-х Пермь захлестнула волна гламура. Пропагандировать идеи роскоши, дороговизны и VIP-всего взялся выходец из команды «Сбитого летчика» Михаил Вишневский. Сперва он участвовал в запуске клуба «Милан» в ДК Профсоюзов, затем — клуба «Мама», апогеем гламура стал «Ветер». «Гламур пошел по всей России, это до сих пор где-то модно», — рассказал Денис Соловьев.
Открытие клуба «Ветер», 2008 год.
В то же время продолжали открываться и работать негламурные заведения. Наиболее интересные проекты делали две команды: Максим Кодолов и Александр Пешков (создатели «Сбитого летчика»), Денис Соловьев и Альберт Спешилов (создатели «Болида»). В 2002 году Спешилов с Соловьевым сделали маленький модный клуб «Цветок» в кинотеатре «Триумф». В 2003 году, после смены собственника кинотеатра, он закрылся, а в декабре 2004 года они запустили «Бионику». Это был первый клуб, который проектировался и строился как клуб с профессиональным интерьером, звуком и светом.
«Если в «Ветре» было про гламур, то у нас — про качественную хаус музыку», - говорит Денис Соловьев. На открытие «Бионики» пришло сразу полторы тысячи человек. «Клуб становится клубом, когда там возникает атмосфера, когда у него появляется душа. Если это место для отдыха и танцев, он будет жить. В «Бионику» приходили именно потанцевать. Под утро там плясали все: и гости, и уборщицы, и охранники», — говорит Альберт Спешилов.
Бионика, 2006 год.
Почему нас больше никто не удивит
Создатели клубов 90-х и 2000-х сходятся во мнении, что нынешняя пермская клубная культура пребывает в плачевном состоянии. «Не будет больше больших клубов. Нет в городе сейчас адекватного лидера, нет человека, который бы захотел отдаваться делу, потому что это не работа, это твоя жизнь», — говорит Альберт Спешилов. Если раньше в клубы ходили потанцевать и послушать уникальную музыку, то теперь она стала общедоступной и интерес словно исчез.
«В Перми немного людей хочет узнавать что-то новое, чем-то интересоваться. В основном все слушают музыку, которую слышали в детстве или юности. У них она есть во «ВКонтакте», в телефоне, стоит на звонках, они смотрят эти клипы и практически каждые выходные танцуют под эти песни. Почему они не хотят раздвинуть свои рамки, узнать что-то новое? Это печально. К сожалению, почти никто сейчас не делает ничего нового, а только копируют, — говорит Денис Соловьев. — Раньше в клубах была атмосфера. Ее старались создавать. Например, в «Бионике» на Хеллоуин атмосфера ждала уже при входе в клуб: бочки с огнем, горящий каркас автомобиля BMW. Если устраивали пляжную вечеринку в ноябре, то это песок на танцполе, бассейн, и все 4 бара превращались в настоящие бунгало. Мы съездили в ноябре на болота, которые уже были все в снегу, и нарубили целую «Газель» камышей для бунгало! Люди приходили и попадали в лето. Сейчас никто ничего подобного в клубах не делает».
Такой бурной и безбашенной была клубная жизнь в Перми в переходное время — от советских дискотек к профессиональным танцевальным заведениям.
Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru. Фото - группа Истории Перми.
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.