Интрига впереди

Пермский театр оперы и балета покидает главный балетмейстер Алексей Мирошниченко. Он руководил пермским балетом более десяти лет. Ему на смену придет Антон Пимонов, который последние годы работал заместителем художественного руководителя и хореографом Урал Балета в Екатеринбурге. К обязанностям главного балетмейстера Пимонов приступит уже в новом сезоне.

ТЕКСТ поговорил с балетными критиками о том, что значит уход Мирошниченко для театра, потеряет ли он из-за этого солистов и каким будет пермский балет при Пимонове.



Алексей Мирошниченко, автор фото Ольга Рунёва

Лариса Барыкина, музыкальный и театральный критик, арт-директор фестиваля «На грани», член жюри Российской национальной театральной премии «Золотая Маска»: 

Уход Мирошниченко — неизбежность, которую нужно воспринимать спокойно. Он — человек питерской закваски и культуры, который прожил там основную часть жизни и, наверное, все-таки хотел вернуться. Мы должны радоваться, что он так долго пробыл в Перми и очень много сделал для театра, для балетной труппы, для поднятия ее уровня и престижа. Он, безусловно, оставил свое имя в истории Пермского театра оперы и балета.

Уход Курентзиса тоже все воспринимали как трагедию. Но в отличие от Курентзиса, который собрался уходить давно, но об этом не сообщал, здесь все случилось как-то цивилизовано. Он не просто уходит, но оставляет преемника – Антона Пимонова. Это как раз круг Алексея Мирошниченко, Вячеслава Самодурова, который руководит Екатеринбургским балетом, а Антон последние годы работал его заместителем. Эти люди получили одинаковое образование, все они танцевали на сцене Мариинского театра, у них во многом совпадают взгляды на современный балет. Я думаю, что будет хорошая преемственность.

Единственное, чего я пока не знаю: каким руководителем будет Антон Пимонов. А как хореограф он тяготеет к жанру одноактного бессюжетного балета, и делает интересные постановки. Мирошниченко тоже с этого начинал. Интрига впереди.

Алексей Мирошниченко в итоге оказался очень крепким и креативным лидером Пермского балета, он буквально выпестовал свою труппу, вырастил многих ярких солистов, придумывал для них эксклюзивный репертуар. Грамотно выстраивал стратегию развития, в репертуаре было много всего: и Баланчин, и зарубежные современники, и классика, и сам он ставил свои спектакли. Было много увлекательного.

Уйдут ли вслед за Мирошниченко солисты? Не думаю, что сейчас в условиях пандемии и множества проблем кто-то куда-то побежит. Мне кажется, сейчас большее значение будет иметь общий театральный климат, творческие и финансовые перспективы. Теперь это директорский театр, которым руководит Андрей Борисов, он постепенно обзаводится институтом главных специалистов. У театра наступает абсолютно новый этап. 

Анна Галайда, балетный критик: 

Уход любого руководителя с любого места работы означает начало нового этапа в жизни коллектива. В балетной труппе это обычно сопровождается еще и сменой тех, кто составляет ее ядро – на всех уровнях, от ведущих солистов до кордебалета.

Потому что, как бы ни были близки художественные принципы руководителей, не бывает людей «с одинаковыми глазами», взгляды которых совершенно тождественны. Чтобы появилась опасность ухода звезд, Алексей должен иметь место, куда он их мог бы позвать. А он, как было сказано, пока намерен оставаться свободным художником. Ну, и собственно звезд Перми нужно еще вырастить – все ведущие солисты совершенно юные, и найти равноценную пермской труппу, куда они могли бы уйти без потери статуса, очень и очень  сложно.

Пимонов видится лучшей кандидатурой, если театр готов продолжать линию развития, выбранную Мирошниченко, если регион готов предоставить новому худруку не только статус, но и поле для деятельности. Пимонов, как и Мирошниченко, вырос в Мариинском театре, и модель идеального театра в целом у них общая: классика как фундамент и основа репертуара, хореография ХХ века как школа развития для современной хореографии и актуальный поиск преимущественно на базе классического танца. Пимонов молодой хореограф, и он сейчас в той точке карьеры, когда нужно много ставить самому и при этом иметь профессиональную среду для развития.

Если он не будет иметь возможности приглашать в Пермь коллег самого высокого ранга, сотрудничать с ними как худрук труппы, мы потеряем интересного набирающего силы хореографа (а это товар штучный), труппа при этом может лишиться своего уникального статуса, потому что ее успех как раз стал очень большим стимулом для других балетных компаний из провинции, которые почувствовали в себе амбиции создавать собственное лицо, выпускать неординарные премьеры, показываться перед столичной публикой.

Вита Хлопова, историк танца, создательница проекта No fixed points:

Уход художественного руководителя такого масштаба всегда будет восприниматься тяжело. С одной стороны, и для Алексея Мирошниченко может начаться новая интересная глава его творчества, с другой — и театр может поменять вектор развития. Пока мы знать этого не можем, но хочется надеяться, что и театр, и хореограф дальше найдут новые интересные пути развития.

Смогут ли пойти за худруком солисты? Это смотря куда уходит Мирошниченко, и позовёт ли он с собой в новое место каких-то артистов. Но обычно либо контрактом, либо какими-то негласными правилами внутри театра это могло оговариваться.

Антон Пимонов — прекрасный балетмейстер, со своим хореографическим языком и непохожим на современников стилем. Ему точно не хватало для размаха «своей» труппы, хотя и в Урал Опера Балет он ставил много чего интересного. Абсолютно точно, эта страница истории театра будет находиться в талантливых руках, а что нам ожидать от этих перестановок — покажет время. 

Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости