«Человеческая жизнь очень хрупкая»

Их называют спасителями, потому что они оказываются на месте ДТП и чрезвычайных ситуаций быстрее всех. Бригады скорой медицинской помощи первыми сталкиваются с людской бедой. «Все сложные ситуации, которые случаются на улице и дома, проходят через нас», - объясняет старший врач «Пермской станции скорой медицинской помощи» Дмитрий Казаков. 





Дмитрий Казаков хотел стать доктором еще в школе. Совет преподавателя по профориентации только укрепил его выбор. Он поступил в Пермскую медицинскую академию, а на втором курсе захотел устроиться на работу медбратом, как некоторые однокурсники. «Я рассказал об идее маме, а она предложила выбрать скорую помощь.  Подстанция скорой находилась почти у нас во дворе, на Парковом. Моя мама в молодости там работала и туда же, «за руку» отвела меня. Я там «пришелся ко двору» и так и остался, когда закончил медакадемию», - вспоминает Дмитрий Казаков.

Он работает на скорой четверть века – начинал в 1997 году как санитар. Вспоминает, что по началу очень удивлялся – работа была в диковинку: все в движении, выезжаешь на вызовы вместе со старшими коллегами, помогаешь людям. «Сложно ночью работать, а днем учиться. Поэтому я старался работать в выходные. Получалось, в будни – теория, а выходные – практика», - говорит Дмитрий Казаков. 

Двадцать четыре с половиной года он работал сутками – выезжал с бригадой на вызовы, а теперь бывает «в поле» только по выходным. Полгода назад он стал старшим врачом «Пермской подстанции скорой медицинской помощи» и занимается по большей части «бумажной работой». 

Работа на «скорой» отразилась на всей его жизни – там он встретил будущую супругу.  «Когда я работал сутками, у нас был график: одни сутки жена за детьми смотрит, другие сутки я – кормящий отец. Дети сутки видят меня, сутки – жену. Сейчас я хожу на работу каждый день и с детьми вижусь чаще», - объясняет Дмитрий Казаков. Нередко он с женой обсуждает дома ситуации, которые бывают на вызовах. Дети, а в семье Казаковых их двое, тоже мечтают стать врачами. «Раньше они понимали, что я езжу на выезды и непосредственно оказываю помощь людям. А теперь объяснил, что все ситуации на вызовах стекаются к нам, старшим врачам и мы разбираем правильность оказания помощи, на что обратить внимание выездных работников. Дети спросили: «Пап, ты как Ревизорро?» Ну да, получается, что так: Ревизорро», - говорит Дмитрий Казаков. 

Доктор рассказал, как научился «выключать» эмоции на ДТП и чрезвычайных ситуациях, когда у бригад наступает «горячая пора» и как однажды приехал на вызов из-за проглоченной вилки.

«На вызове бояться некогда, надо помощь оказывать» 


На вызове бояться некогда, надо помощь оказывать. Если общепрофильные бригады скорой не справляются, они передают больного реанимационной бригаде скорой помощи, где я работаю с 2009 года. На ДТП и серьезные случаи мы выезжаем регулярно. Чаще всего на такие события направляется сразу специализированная реанимационная бригада, ведь с пострадавшим может быть все, что угодно: от царапины до множественных переломов.

Когда я был санитаром, то вел себя очень эмоционально. Со временем, в процессе работы я понял, что, отвлекаясь на эмоции, не смогу в полном объеме помочь пациенту. Важно делать работу строго по порядку: сперва осматриваешь, понимаешь, чем человек страдает, и начинаешь оказывать помощь. Когда стал работать  в реанимационной бригаде, то эмоции начали «выключаться» сами. Это пришло с опытом. Бывает, оказал помощь, отвез человека в стационар, а потом начинаешь осознавать, насколько опасным и страшным было произошедшее с пациентом. 

«Хромая лошадь»


Одной из первых моих смен в реанимационной бригаде стала «Хромая лошадь». Это был шок! Люди пришли отдыхать, новогодний город, елки… и вдруг – такое!  Раньше мы сталкивались с единичными подобными случаями, а тут массово! У людей были ожоги и отравление продуктами горения, которое было еще более опасным.

Я был в отпуске и меня вызвали: «Выйди раньше, создаем дополнительные бригады». Всю ночь коллеги боролись в очаге ЧС, а мы развозили пострадавших уже утром. Наши врачи уже оказали помощь, и мы везли и пострадавших аэропорт, откуда направляли на лечение в Москву и Санкт-Петербург. 

Врачи скорой как спасители


Я часто слышал от своих коллег, одногрупников: «Вы на скорой со спецбригадами как спасители»! Но ведь работа такая у нас такая: людям помогать. 

Люди не виноваты, что пострадали. Несчастный случай – это стечение обстоятельств. Часто бывало: приехал с бригадой, оказал помощь человеку, прошло несколько дней. Гуляешь и встречаешь его – он идет из больницы, выздоровевший: «Доктор, спасибо, что вы меня вылечили!». Подходят люди: «Доктор, вы моего родственника спасли! Спасибо!». Это впечатляет и запоминается больше, чем негатив. Благодарность от пациентов невероятно воодушевляет, стимулирует работать дальше.

Человек не виноват, что он заболел 


Нам часто приходится видеть на работе людей «социального дна». Мы оказываем помощь всем: и безработным, и увлекающимся спиртными напитками, запрещенными веществами, людям без места жительства.  

Но они ж не виноваты, что болеют. Когда я только начинал работать на скорой, возмущался как-то дома: «А чего они нас вызывают, раз такую жизнь ведут?». На что мама мне ответила: «Человек не виноват, что он заболел. Нужно приехать и помочь». 

Если становится совсем опасно, пациент угрожает, ведет себя агрессивно, нужно все равно как-то разрешить ситуацию. Если не получается, то собрать всю свою бригаду и постараться уйти, а потом сообщить руководству, вызвать полицию. Однажды были на вызове: пациент дерется, пинается. А как его оставишь и уедешь? Оказалось, у него травма головы, ему что-то показалось, померещилось! Пришлось вызвать полицию и оказывать помощь при их содействии. Потом мы его увезли в больницу.

Что спасает от разочарования в людях


Иной раз насмотришься за смену и, кажется, начинаешь в людях разочаровываться. А бывает, услышишь на вызове: «Спасибо за оказанную помощь!». Тогда, наоборот, чувствуешь подъем. Видишь, как семья переживает за больного, заботится о нем. Это спасает от разочарований. Вот ругают молодежь, мол, они не такие! Да такие они! Ведь все идет из семьи: как тебя в семье воспитали, таким ты будешь с окружающими. Иной раз приедешь, а перед тобой, что молодой, что старый, - ничего им не надо. 

Но бывает и по-другому на вызовах: молодые стараются помочь, предлагают: «Давайте поможем пациента транспортировать, давайте ваше чемоданы до машины понесем!» Да, это не часто бывает, но после ты уже не сомневаешься: у нас не потерянное поколение. Это дает силы, радует, вдохновляет: не зря работаем. Раньше я думал: ну работа как работа, а с опытом понимаешь, что все сделанное тебе в жизни возвращается: и хорошее, и плохое.

«Берешь громкоговоритель и через него разгоняешь машины» 


Реанимационная бригада должна состоять из врача, двух его помощников и водителя. Поступил вызов, быстро собираешься и как можно скорее приезжаешь по указанному адресу, разбираешься, что случилось и начинаешь оказывать помощь. На экстренный вызов бригада должна собраться и приехать за 20 минут. Не всегда это получается из-за загруженности бригад, ситуации на дорогах, географической отдаленности вызова. Даже если включишь мигалки. Есть водители, которые не уступают дорогу скорой. Берешь громкоговоритель и «разгоняешь» машины, которые мешают проехать.

Смена у бригад начинается утром, все зависит от графика: у кого в 7 утра, у кого в 8. Я работал в бригаде, которая начинала с 7 утра. Приходишь на работу, проверяешь, все ли медикаменты есть в наличии, смотришь, работает ли аппаратура, выясняешь, кто с тобой в команде. Заступаешь на смену. Как только приходит вызов, то выезжаешь, оказываешь помощь, оформляешь документы, отвозишь, если требуется, пациента в стационар, возвращаешься на подстанцию и снова ждешь вызов. Чаще всего бывает, что вернуться не успеваешь – следующий вызов приходит, когда ты еще в дороге. Перерывы на смене бывают только для замены водителя, на обед или когда закончились медикаменты. Я так привык к распорядку работать посменно, сутки через двое, что теперь сложно приучить себя ходить каждый день на работу с 8 утра до 17.00.

Поход в театр как способ перезагрузки 


Наша смена длится сутки. Удобно: пришел, отработал сутки, двое дома: сходил в кино, в театр, прогулялся, с семьей пообщался. Ставка врача скорой помощи – 7 суток в месяц. Две ставки – 14 суток. 

Мой личный рекорд – 27 вызовов за сутки, когда работал на общепрофильной бригаде СМП. На реанимационной бригаде вызовов меньше, но они, как правило, сложнее. В среднем один вызов реанимационной бригады – это полтора часа: приехали, оказали помощь, отвезли в больницу. Говоришь диспетчеру: свободен. Он следующий вызов дает. В зоне ответственности нашей станции Пермь, Краснокамск и Краснокамский район, Добрянка и Добрянский район, Полазна, Ильинский и Ильинский район. Когда я работал в   территориальном центре медицины катастроф Пермского края, то ездил по всему Пермскому краю. 

Для отвлечения от работы, «смены картинки», мы семьей часто ходим в театр.   Постоянно работать морально тяжело, хочется прикоснуться к прекрасному, в театр сходить или в кино. Очень впечатляет театр «У Моста». Еще нравится «Туки-Луки»: они ставят спектакли и для детей, и для взрослых. Поход в театр помогает перенастройке, как и чтение классической литературы. 

О проглоченной вилке и лампочках во рту 


Однажды мы приехали на вызов: молодая девушка проглотила вилку, привезли ее больницу. Посмотреть на рентгеновский снимок сбежалась вся больница!  Хирург, дежуривший той ночью, был поражён сложившейся ситуацией.  

Я сам не видел, но слышал от коллег про случаи, когда люди засовывали себе лампочку в рот. Зато почти каждый день бывают вызовы из-за того, что маленький ребенок себе что-то засунул либо в ухо, либо в нос, либо что-то не то проглотил.  

Чаще всего моя бригада выезжает на критические ситуации: инфаркты, инсульты, ДТП, отравления, травмы. Одни из самых частых – это вызовы к детям. Маленькие дети любопытные и везде лезут. Они как естествоиспытатели. Важно объяснять своему ребенку, что нельзя, а что можно. Когда ребенок начинает ходить, с ним уже можно попробовать договориться. Если он понимает, что ты к нему относишься как к равному, он тебе будет больше верить.

Полночь как «горячее время» вызовов


«Горячее» время для скорой – это новогодние праздники, и праздники вообще, время, когда бывают разные травмы.   

В обычные дни первый пик вызовов приходится на утро, когда люди просыпаются, потом – перед обедом и после него. Другой пик бывает вечером, когда люди уже пришли с работы, переделали дома все свои дела и осознали, что поликлиника уже закрылась, а здоровье свое поправить надо. Еще, бывает, болело-болело, а ночью становится страшно ложиться спать и люди обращаются в скорую и в стационар. Это примерно в 23.00 – в 00.00.

«В ковид бригады буквально не вылазили из машин»


Главное столкновение скорой помощи с ковидом пришлось на вторую и третью волны заболеваемости. Тогда бригады буквально «не вылезали» из машин скорой помощи.
Приезжаешь к пациенту, а у него осложнение после ковида, совсем не такая пневмония, как мы привыкли: он с тобой разговаривает, а его показатели сатурации настолько плохие, что он в принципе уже не должен разговаривать. Вызовов было очень много, больницы были переполнены – ковид обострял еще и хронические заболевания. Мы садились в машину и ездили, ездили, ездили... Приедешь на станцию скорой помощи, быстро пополнишь медикаменты и дальше поехали.  

«Человеческая жизнь очень хрупкая»


Работая на скорой помощи, понимаешь, что человеческая жизнь очень хрупкая. Нужно стараться беречь то, что нам дано.  

Нужно любить свою семью, стараться общаться со своими родственниками, с детьми, с родителями. Помните, была популярная реклама: «Позвоните родителям?»». Позвоните им. Обнимите детей. Надо ценить семью, своих друзей и близких. 

  • Более 4 тысяч пермяков подписались на наш канал в Телеграм «Интересная Пермь». Там мы подробно рассказываем о важнейших событиях из жизни города. Перейти >>>
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости