«Ждите курьера». Режиссер Алексей Романов — о том, что нового пермяки узнают о себе из его фильма и почему лента «Географ глобус пропил» — «развесистая клюква»
«Как это может нравиться? Молодые люди должны писать стихи, снимать фильмы, а не таскать в разноцветных коробках жрачку», - слышит в свой адрес главный герой сериала «Ждите курьера» (12+). Городскую комедию о Перми снимает режиссер Алексей Романов.
Доставщик еды Саня каждый день путешествует по городу от заказа до заказа: по улицам, площадям и промзонам. Он общается с людьми, попадает в смешные и печальные ситуации, ходит по улицам, ссорится и мирится с женой, участвует в пермском стенд-апе. Актера на эту роль искали почти полгода, заглянули даже в Лысьву, Березники и Кудымкар. Романов шутит, что стал «негласным чемпионом по кастингу» — провел около 400 проб. В итоге выбор пал на актера Театра-Театра Алексея Корсукова.
В эпизодах веб-сериала зритель увидит известных горожан: актера и музыканта Александра Смирнова, рэпера Сяву, который написал заглавную песню для фильма, художницу Татьяну Нечеухину, композитора Валерия Грунера.
Съемки «Ждите курьера» еще не завершены, монтаж запланирован на ноябрь-декабрь. У проекта будет минимум пять серий, которые Романов «сведет» в полнометражный фильм. Его покажут к 300-летию Перми. Также идут переговоры о показе фильма на онлайн-платформах типа ivi и на кинофестивалях.
Курьер с пермской художницей Татьяной Нечеухиной.
Режиссер Алексей Романов рассказал, что нового пермяки узнают из его фильма о себе, чем доставщик еды похож на проводника и почему фильм «Географ глобус пропил» — это «развесистая клюква».
Чем фильм о Перми отличается от фильма о любом другом крупном городе
Не каждый город обладает своей харизмой, душой и аурой. Оказываюсь в Нью-Йорке, я понимаю, что это мой город. А в Ганновере — не так, я понял, что там невозможно жить. <В городе> пытаешься найти красоту, которую захотелось бы выразить в <фильме>.
Я не так уж хорошо знаю российские города. Каждый город оставляет у меня разное ощущение от меня самого. Надо прочувствовать город и суметь его выразить, а поскольку я в Перми живу, то его вижу так,<как в своих фильмах.> Поскольку этой мой дом, я более вольно отношусь к материалу. У нас очень много промзон, мусора, например, мы на днях снимали нищих… это тоже город, это тоже Пермь. И красота у нас есть, прекрасная река и люди.
Здесь вальяжный стиль работы: мы дома, можем посидеть, подумать, подготовиться, а нормальный кинопроцесс предполагает индустриальный стиль съемки, когда у тебя есть календарно-постановочный план и нужно его отрабатывать. В другом городе было бы все иначе. В Екатеринбурге, например, себя совершенно по-другому чувствуешь, он более столичный. В любой его точке сразу понимаешь, что это отличный интересный город с прекрасной архитектурой и люди там другие, с ними еще надо найти общий язык.
Что нового «Ждите курьера» расскажет горожанам о них самих
Ничего нового со времен Шекспира не произошло. Люди все также все влюбляются, ненавидят друг друга, расходятся. О человеке особо ничего нового не расскажешь, просто это наш взгляд и мы старались его передать через героев. Мне кажется, когда люди создают искусство, они просто действуют, находясь в своем времени, и пытаются это время передать более менее художественно и адекватно. Мы ничего нового не расскажем пермякам об их самих.
12+
Мы изучаем в кино людей, а город — это важный фон, который их формирует. В нашем фильме больше размышлений о городском человеке. Когда вышел тизер, то многие недоумевали: «Почему ваш фильм заявлен как комедия?». Но это не молодежная драма, это чистой воды комедия в том смысле, когда она и есть наша жизнь. У нас свой взгляд на судьбы молодых и не очень соотечественников и мы их показываем через человека, который путешествует по городу и сталкивается с другими людьми.
Почему в Перми нет героя нашего времени
Если бы я снимал документальный фильм о Перми, то никого из современников специально не стал выделять. В нашем «Ждите курьера» также. Герой Алексея Корсукова — это не главный герой, он проводник, как Вергилий, через которого мы попадаем в разные истории. Он их собирает, как нить бусинки. В нашем фильме есть надежда, что человек, несмотря на эти времена, все-таки остается человеком. Сегодня это большое достижение. Об этом все творчество: как жалко человека и как мерзко ему живется на белом свете. Я об этом размышляю и пишу, не могу по-другому. Об этом и фильм.
Когда ты начинаешь снимать фильм, ты преследуешь утилитарную цель: я что-то хочу узнать о мире через этого человека. Нина Горланова, Теодор Курентзис, пермские художники, африканские студенты, которые здесь учатся, — мне все они интересны. Нет какого-то одного героя нашего времени. Иногда это яркие политики, иногда — люди искусства, как во времена пермской культурной революции. Это была мощная штука, которая оказала огромное влияние на город. Без нее сегодня грустно. За каждым событием стоит человек. И здесь нет людей, которые делали эту культурную революцию, они разъехались из Перми по всему миру.
Пермь как место для фильма «Ревизор»
«Географ глобус пропил» можно было снять, где угодно, не только в Перми. Я фильм-то не смог досмотреть до конца, потому что был диссонанс от узнаваемости пермских мест и Хабенского, который в них действовал. Для меня это «развесистая клюква».
В Перми хотелось бы снять игровой фильм по произведению, у которого здесь «корни». Приходит на ум «Доктор Живаго» Пастернака. Можно и «Ревизора», но для него подойдет любой крупный российский город, особенно если сделать фильм на новый лад.
Мне очень хочется снять кино про последний побег Толстого, но это сложная и претенциозная задача: сделать проект под такого человека и под такое кинематографическое событие его жизни! Было бы круто снять это кино, но не в Перми, а в Туле, в местах, где все происходило.
Институт гуманитарных исследований УрО РАН по заказу городской администрации готовит паспорт объекта нематериального достояния на известный пермский пирожок – посикунчик.
Российский реестр объектов нематериального достояния – сказок, ремёсел, обычаев, традиций – ведется с прошлого года. Как рассказал старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований УрО РАН Михаил Каменских, это делается для того, чтобы за конкретной территорией «закрепить» нематериальный объект в качестве наследия.
Сейчас ученые собирают семейные рецепты посикунчиков, истории и воспоминания горожан о том, как они их готовили.
Кроме посикунчиков, городская администрация заказала Институту гуманитарных исследований УрО РАН подготовить еще два паспорта объекта нематериального достояния: на пермскую городскую топонимику и городские легенды. Работы должны завершиться в середине декабря.
В Перми во дворике ресторана коми-пермяцкой кухни «Чӧскыт Керку» на ул. Пермская, 67 установлен памятник посикунчику. Арт-объект – совместный проект создателей ресторана коми-пермяцкой кухни «Чӧскыт Керку» и скульптора Рустама Исмагилова.
Шеф-повар Рашид Рахманов, кулинар-путешественник, стоявший у истоков ресторана Gastroport в Перми, автор кулинарной книги «Север греет», считает, что посикунчик появился в советское время. «Это блюдо вы не встретите в исторических летописях кулинарных традиций коми-пермяков, им не было присуще жарить что-либо в большом количестве масла. Поверьте, я долго искал источники происхождения этого блюда, общался с краеведами, архивоведами и историками нашей кухни. Это классическое советское блюдо, зародившееся в Пермском крае под влиянием татарской и башкирской кухонь», - считает он.