Уход западных брендов, шопинг на маркетплейсах, новые российские марки и продвижение в соцсетях, — сегодня персональные стилисты работают в абсолютно новых условиях, чем 10-15 лет назад.
ТЕКСТ поговорил с пермскими стилистами о том, кто сегодня пользуется их услугами, сколько это стоит и как маркетплейсы и Avito перетянули покупателей у торговых центров.
Осознанные миллениалы
Рынок услуг персональных стилистов зародился 20 лет назад, теперь его первым клиентам под 60 лет. «Сегодня основные потребители – это миллениалы, а у них уже другие привычки. Они сами себе стилисты, но есть и те, кто обращается за нашей помощью. Они любят покупать онлайн, искать вещи подешевле, экономить, даже если ты предлагаешь, находишь им вариант, то они могут его принять, а потом найти его по более приемлемой цене», — говорит стилист Татьяна Жильцова.
Если десять-пятнадцать лет назад к стилистам обращались в основном состоятельные люди, а стилисты работали в магазинах премиум-сегмента, то сегодня эта услуга стала более доступной. Разбор гардероба могут себе позволить предприниматели, мамы в декрете, айтишники, дизайнеры и другие представители профессий. Клиенты стали более осознанно подходить к выбору вещей, ценить в гардеробе индивидуальность и персонализацию.
Маркетплейсы, торговые центры, Avito
Наступила эра маркетплейсов, шопинг изменился. Все меньше людей ходят в магазины. Если раньше стилист сопровождал клиента в торговый центр, то теперь все он работает на маркетплейсах. «Я выбираю вещи и затем мы идем в примерочные маркетплейса, чтобы выбрать нужное», — объясняет стилист и владелица пермского ресейл-бутика «Истории» Юлия Смирнова.
Онлайн-шопинг со стилистом выбирают 70% клиентов, офлайн — 30%. Появились стилисты, которые работают только онлайн. Есть и такие, кто специализируется только на Avito. «Может быть, они там находят сумки или другие интересные вещи, ведь сейчас на этой платформе выкладывается много винтажа и, возможно, у покупателя есть такой запрос», — говорит Татьяна Жильцова.
После ухода западных брендов фокус внимания сместился на российские марки. Сегодня они представлены и в бюджетном, и более дорогом сегментах. Гардеробы на небольшой бюджет часто собирают на маркетплейсах. «Большинство людей одеваются в масс-маркете, стилисты их одевают в этом сегменте и находят там классные вещи! Ведь даже в самом простом магазине можно сделать образ-конфетку!», — говорит Татьяна Жильцова.
Клиенты, которые могут себе позволить потрать больше денег на обновление гардероба, идут в магазины типа 12 STOREEZ, 2MOOD, Lime, Ushatava.
Насколько подорожали услуги стилистов
Сегодня в Перми работает много стилистов, но спрос на их услуги остался почти на том же уровне, что и десять лет назад. «Это не сильный спад, но я ощущаю нехватку клиентов. За последние два года количество клиентов уменьшилось, но качество работы с ними выросло. Появились те, с кем мы работаем по несколько месяцев или сезонов, и эта работа дает хороший результат», — говорит Юлия Смирнова.
У каждого стилиста своя стратегия ценообразования. Одни оценивают свою работу по часам, другие – за услугу в целом, третьи назначают фиксированную стоимость за определенное количество часов и потом за каждый час шопинг-сопровождения берут дополнительно деньги.
За десять лет стоимость услуг выросла в несколько раз. Если раньше услуга в целом стоила 5 тыс. руб., то сегодня в среднем 15 тыс. руб. Столько же стоит разбор гардероба. Что касается почасовой стоимости, то сегодня шопинг-сопровождение в Перми стоит в среднем 1,5 тыс. руб. в час. Это в разы ниже, чем в Москве, где персональный стилист с небольшим опытом работы может выставить ценник от 4-5 тыс. руб. за час. Поэтому клиенты из столиц часто обращаются к региональным стилистам.
«Бывает и так, что клиент жил в Перми, но переехал в Москву и хочет вместе поработать над гардеробом. Но в работе онлайн есть своя специфика: не видно, в каком состоянии вещь, с ней сложно собирать комплекты одежды, потому что на видео не видны все особенности фигуры клиента и то, как на нем реально эта вещь сидит. Иногда бывают курьезные случаи. Например, прислал клиент вещь, думаешь: «Какой красивый топ». Собираешь с ним образы, а по факту оказывается, что это вязанная сумка», — рассказывает Юлия Смирнова.
И разбор гардероба, и шопинг сопровождение сегодня востребованы. «Разборы гардероба пользуются большой популярностью из-за того, что это более доступно: у каждого есть набор вещей, который можно актуально пересобрать», — говорит Юлия Смирнова. В ходе разбора гардероба возникает список покупок, который влечет за собой шопинг. Часто после разбора гардероба чаще всего покупают услугу шопинг-сопровождения.
Алина Комалутдинова (агентство новостей ТЕКСТ). Фото Freepik.