Как реанимировать игровой сервис, увеличив продажи в 20 раз. Опыт пермской IT-компании
Облачный игровой сервис Playkey, созданный пермским разработчиком Enaza, год назад был на грани жизни смерти. Решение, которое казалось прорывным — возможность играть в любые игры на компьютере малой мощности через «облачную» приставку, — давало сбой.
«Со времени разработки продукта в 2012 году мы грезили идеей сделать полноценный игровой сервис, с пользовательскими ачивками, статистикой игр, поддержкой разных платформ, возможностью купить проект прямо в сервисе, поиграть за друга или присоединиться к его игре.
В декабре 2014 года у нас было доступно более сотни игр в каталоге. Игры были старенькие: все, что мы смогли получить без DRM и игровых клиентов Steam, Origin, uPlay. Мы гордились своей, как нам казалось, революционной идеей — доступ ко всему каталогу игр всего за 199 рублей в месяц. В течение семи месяцев после запуска мы воодушевленно продвигали проект, добавляли новый контент и, наконец, встретились с грандиозным фиаско.
В мае 2015 года количество платящих пользователей было грандиозным. Оно шокировало своим размером: 282 человека. Казалось, это был провал. Провал без каких-либо надежд на светлое будущее», — пишет генеральный директор «облачного» игрового сервиса Playkey Егор Гурьев на Vc.ru.
Встал вопрос о жизни и смерти сервиса. Команда решила его реанимировать. Реанимация производилась по классической схеме RACE (Research, Action, Communication, Evaluation — исследование, действия, коммуникация, оценка).
Сперва Playkey выяснила потребности клиентов, разделив их два типа: В2В и В2С. «Для B2B я выделил минимум один день в месяц на то, чтобы говорить с партнёрами, узнавать их опыт общения с нашей компанией. Для В2С я выделил два дня в неделю: беседовать с пользователями, смотреть на желания, проблемы. Мои инструменты при этом — быть открытым в социальных сетях и доступным в Skype», — говорит Егор Гурьев. По его словам, в случае с Playkey разобраться с ценностным предложением означало начать с чистого листа. Инструкция по применению:
Забудьте все, что делали до этого. Вычеркните, выкиньте, избавьтесь. В противном случае вы начнете подгонять свое исследование под то, что уже делаете.
Егор Гурьев предложил сделать это в четыре этапа:
1. Сформулируйте гипотезу ценностного предложения для ваших клиентов.
2. Доведите гипотезу до рабочего состояния.
3. Исходя из гипотезы, доведите до ума продукт.
4. Расскажите об этом вашим клиентам.
«Мы были близки к этому, но все же не удовлетворяли потребность клиента — играть в новые компьютерные игры. Разработчики не давали нам новинки — без интеграции со Steam, Origin, uPlay им приходилось бы поддерживать отдельную версию игры специально для нас. То есть, ценностное предложение для B2B также отсутствовало. Оказалось, мы совершили два подвига, сделав ненужный продукт не только для наших клиентов, но и для наших партнеров.
Новый продукт мы запустили в октябре 2015 года. Почти сразу мы увидели поразительный эффект Product Market Fit: наше ценностное предложение совпало с потребностями целевого сегмента. И это позволило нашим показателям подняться ввысь», — говорит Егор Гурьев.
В итоге в марте этого года сервис насчитывал:
— 200 тысяч зарегистрированных.
— 10 тысяч оформивших подписку.
— 4 тысячи регулярно платящих пользователей.
Вредные startup-советы от Егора Гурьева
Итак, если вы все же хотите, как мы, потерять полтора года работы, а то и вовсе уничтожить вашу компанию:
1. Не пытайтесь найти осмысленное ценностное предложение. Делаете суперпродукт, который возник у вас в голове. Незачем разговаривать с клиентами, и так все понятно — ваш сервис жизненно необходим потребителям. Никаких иллюзий.
2. Лучше сразу работать над множеством направлений и не зацикливаться на одной цели. А вдруг выстрелит что-то еще? И да, на все направления работ, как идеальный костюм, сядет одно и то же ценностное предложение. Вы же знаете — оно идеально в вашей голове, а значит подойдет и на другие продукты.
3. И тогда вы совершенно точно не войдете в те ¾ почивших стартапов, которые не смогли реализовать проект не из-за ресурсов, а из-за нежелания тратить время на формирование ценности для своего клиента. Поверьте, полтора года и угроза жизни проекта того стоят!
8 июля 2025 | 12:00
В выходные Кудымкар отметит День города
Кудымкар отметит 87 день рождения. День города отметят 11 и 12 июля насыщенной программой: на площадках пройдут фестивали, театральные постановки, спортивные турниры, выставки, кулинарные мастер-классы и творческие встречи.
«Акань»: праздник игрушки и народной памяти
Праздничные мероприятия начнутся 11 июля в КДЦ с фестиваля национальной игрушки и игровой культуры «Акань» (6+), который проходит в рамках краевого проекта «59 фестивалей 59 региона». Здесь откроется конкурс-выставка кукол ручной работы «Акань-2025», пройдёт образовательная лаборатория, посвящённая сохранению культурной памяти через традиционную игрушку, а завершится день для участников образовательной лаборатории путешествием по городу «Прогулки с Акань». 12 июля состоится открытие частной коллекции «Кукольные истории», благотворительная акция «Подари игрушку», показы кукольных спектаклей и «Сказок из сундука» и церемонией награждения участников.
Кудымкар в движении: спорт, искусство и чтение
12 июля основные события развернутся сразу на нескольких площадках города. На стадионе «Парма» состоятся соревнования по волейболу, уличному баскетболу, теннису. В это же время в парке имени И.Я. Кривощёкова пройдут литературный фестиваль «Ловлӧн бикыв» («Пламя души», 6+), фестиваль любительских театров «Öнас» (Занавес, 6+) и музыкально-литературное представление «Коми-рыт» (6+), а также соревнования по гиревому спорту. Здесь же откроется уютный читальный зал под открытым небом «Кудымкар читающий» — пространство для неспешного общения с книгами и авторами.
«По стопам Гениев»: герои Пармы выходят на улицы
По улицам города пройдёт театрализованное шествие «По стопам Гениев», посвящённое выдающимся культурным деятелям округа. Три колонны — «Заветный клад», «Образ Пармы» и «Локомотив будущего» — объединят образы писателя Василия Климова, художников Виталия Онькова и Петра Субботина-Пермяка. Все колонны встретятся на центральной площади, где в 12:30 состоится торжественное открытие Дня города с участием официальных гостей и школы мажореток.
Гастрономия с характером: тысяча порций — один суп
Одним из самых ожидаемых событий станет гастрономический фестиваль, где Кудымкар намерен установить рекорд — приготовить 1000 порций национального грибного супа тшакьяшыд с перловкой. Участие в кулинарном марафоне примут российские шеф-повара: ведущий кулинарных программ на радио и ТВ Илья Лазерсон, президент ассоциации кулинаров Оренбуржья Ильнур Муртазин, бренд-шеф ассоциации поваров Сербии Милан Умичевич и президент Пермской ассоциации кулинаров Лариса Плакхина. Илья Лазерсон также проведёт мастер-класс по приготовлению блюд из местных продуктов и автограф-сессию.
Сцена для всех: от фолка до дефиле
Центральная площадь станет главной концертной площадкой. Здесь пройдёт гала-концерт конкурса «Живое дыхание старинной традиции» (6+), выступят ансамбль «Гажа гуляночка» из Сыктывкара и творческие коллективы Кудымкара. Также откроется фестиваль ремёсел «Город мастеров» (0+) и конкурс «Кипода морт» («Умелые руки»), где мастера представят свои изделия и проведут мастер-классы. Гости смогут не только познакомиться с ремесленными традициями, но и приобрести уникальные сувениры на ярмарке.
Город чудес: мифология на улицах Кудымкара
Через искусство резьбы по дереву фестиваль «Ловья Пу» («Живое дерево», 0+) передаёт многовековые традиции коми-пермяцкой культуры. По итогам работы резчиков по дереву в парке деревянной скульптуры у Коми-Пермяцкого этнокультурного центра ко Дню города появятся новые арт-объекты.
Вечер — как финальный аккорд
Вечером праздник продолжится модным имидж-дефиле «Акань шоу: модная кукла», фолк-шоу группы «Кружево» (6+), выступлением певицы Натальи Шнайдер и шоу-балета «Мята» (6+).
«Мы хотели, чтобы День города стал событием, которое объединяет поколения, вдохновляет и пробуждает интерес к родной культуре. Программа получилась насыщенной, многослойной и по-настоящему живой. Это праздник для всех — детей, родителей, молодёжи, гостей и жителей Кудымкара», — отметила глава Кудымкарского округа Наталья Сикорская.
Напомним, в этом году Коми-Пермяцкий округ празднует 100-летие со дня образования. В честь этого 2025 год объявлен губернатором Пермского края Дмитрием Махониным Годом коми-пермяцкого языка. Программная дирекция событий к столетию - Пермский дом народного творчества «Губерния».