Чем текущий кризис отличается от 2008 года? Серьезным падением потребления
Основной проблемой нынешнего кризиса является обвал потребительского рынка. Устойчивое снижение оборота розницы в регионе началось с января и продолжалось до апреля. В мае показатель стабилизировался, а в июне официальная статистика даже зафиксировала рост к предыдущему месяцу на 1,5% в сопоставимых ценах. Однако в физическом выражении уровень прошлого года ещё не восстановлен, для этого обороту розницы нужно вырасти ещё на 10%, - сообщает «Новый компаньон».
При этом, несмотря на все сложности, спад промышленного производства в целом не так значителен. Безусловно, это не основная проблема кризиса образца 2015 года в отличие от кризиса 2008—09 годов.
Кроме падения доходов населения свою роль в этом сыграла и смена модели потребительского поведения жителей региона. Гораздо в большей степени, чем раньше, они склонны сберегать в ущерб текущему потреблению. Если в январе—июне 2014 года на покупку товаров и оплату услуг затрачивалось в среднем 77% всех доходов, то сейчас — лишь 65%. В результате разница между денежными доходами и денежными расходами населения в первом полугодии 2015 года составила 46 млрд руб., это вдвое больше, чем за тот же период прошлого года. Даже если скорректировать этот прирост на инфляцию, разница получается очень существенной.
Кризис 2014—15 годов развивается по принципиально иной модели, чем предыдущий. Наиболее серьёзные проблемы разворачиваются не в сфере производства, а в сфере потребления: оно сократилось значительно сильнее, чем в 2008—2009 годах, и стабилизации в этой сфере пока не произошло.
Что касается перспективы ближайших месяцев, то именно спад потребления эксперты называют драйвером кризиса. Однако ухудшение ситуации может произойти, пожалуй, только под влиянием новых внешних факторов: снижение цен на нефть, резкие колебания валютного рынка или обострение внешнеполитической конъюнктуры.
Александр Волков (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
7 октября 2024 | 14:31
Популярные пермские природные зоны оказались перегружены потоком туристов
В летнем туристическом сезоне этого года в Пермском крае популярные природные зоны переодически оказывались перегружены потоком туристов. Такая ситуация складывалась периодами в Каменном городе, на Усьвинских столбах, Ветлане и других местах. «Это приводит к значительному скоплению людей на этих объектах и оказывает негативное воздействие на окружающую природу», - рассказала ТЕКСТу руководитель отдела внутреннего туризма туроператора «Финист Трэвел» Наталья Залесная.
Снизить антропогенную нагрузку в наиболее популярных для посещения туристов природных местах может обустройство троп и инфраструктуры. Например, такие работы начались в Каменном городе. Специалисты туротрасли поддерживают такие проекты, как и введённый в прошлом году туристический сбор за посещение природных парков.
Кроме этого, они считают, что стоит уже сейчас разработать проекты по созданию инфраструктуры для набирающих популярность туристических мест, чтобы защитить их от возрастающего потока посетителей. «Например, всего в 5-6 км от Каменного города находятся Кондаковские скалы, которые по красоте не уступают известной достопримечательности, но остаются малоизвестными. Развитие инфраструктуры и информирование о таких местах могут не только увеличить разнообразие достопримечательностей, но и помочь в равномерном распределении туристического потока, снижая нагрузку на наиболее посещаемые природные достопримечательности и способствуя их сохранению», - считает Наталья Залесная.
Александр Волков (интернет-газета ТЕКСТ).
3 октября 2024 | 17:19
В октябре в пермском транспорте начнут запускать систему оплаты проезда с помощью bluetooth
В октябре в пермском общественном транспорте начнут запускать систему оплаты через Вluetooth-метки. Проект уже прошёл тестирование. «Буквально в ближайшие недели запустим в эксплуатацию Вluetooth-метки на одном маршруте, и жители смогут посмотреть, как это будет работать», - сообщил в прямом эфире в «АиФ-Прикамье» начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин.
Bluetooth-маячки помогут смартфону пассажира, который пользуется приложением «Транспортная карта Пермь», определить, в каком транспортном средстве он находится и по какому маршруту движется. После этого приложение автоматически выдает пуш-уведомление с предложением оплатить поездку. Новая функция позволит безналично оплачивать проезд, если нет возможности подойти к валидатору или QR-коду.