Зрелищ без хлеба: почему бывший хлебозавод №1 не стал вторым «Заводом Шпагина»
Здание бывшего Хлебозавода №1 простаивает уже пять лет. Раньше структуры ГК «РИАЛ» арендовали комплекс на площадке по ул. Окулова, 73а для производства хлеба, но весной 2017 года расторгли договор аренды и вывезли оборудование. С тех пор площадка закрыта. Пермские власти планировали создать на ее месте социокультурный кластер — аналог столичного центра искусств «Винзавод» или арт-кластера «Красный октябрь».
Реализовать проект предполагалось на условиях государственно-частного партнерства. Обсуждалось, что инвестором проекта могут стать бизнес-структуры, близкие к депутату Госдумы Дмитрию Скриванову, и их столичные партнеры. Однако проект так и не был реализован. Недавно мэрия включила комплекс зданий бывшего хлебозавода №1 в план приватизации на 2022-2024 годы.
ТЕКСТ поговорил с экспертами о том, почему здание бывшего хлебозавода не стало вторым «Заводом Шпагина» и есть ли у него шанс вернуться на орбиту инфраструктурных проектов после приватизации.
Александр Михайлов, историк архитектуры, член градсовета Пермского края:
Шанс, что здание «Хлебозавода №1» вернется в список инфраструктурных проектов после приватизации, есть. Но вопрос в другом: для этого нужна политическая воля. Когда создавался «Завод Шпагина», была политическая воля губернатора Решетникова и это была хорошая история. В случае с «Хлебозаводом» не было политической воли и не было визионерства, как у Сергея Гордеева (сенатор, который способствовал созданию Музея современного искусства PERMM на Речном вокзале, - прим. ред.). Нужно понимание и видение, что там будет, какая экономика проекта.
В Москве это проходит так: проводится конкурс, где архитекторы представляют свои проекты перед конкурсной комиссией, один из них выигрывает и территория объекта преобразуется с учетом того, что он представил. Когда создавался «Завод Шпагина» конкурс не проводился. Да, позвали хороших архитекторов, но проект «недокрутили». Можно сколько угодно ждать, что на «Хлебозаводе» что-то сделают, но для этого нужно два фактора: политическая воля и полноценный конкурс.
Андрей Головин, старший преподаватель кафедры архитектуры и урбанистики ПНИПУ, эксперт архитектурного бюро MLA+:
Шанс есть, но надо смотреть, какие условия включены в приватизацию. До 2014-2017 годов я понимал, что там <в здании хлебозавода №1> может разместиться. Когда проект приостановили и отложили, объект долго не могли продать или взять в управление. Я только слышал про планы приватизации, но не было прописано условий и вида использования объекта, чтоб создавать там общественные пространства. У нас и «Завод Шпагина» не стал тем «Заводом Шпагина», о котором мечтали. Может быть, у власти не хватает на это сил, а у частника, может, эти силы найдутся.
Алексей Ананьев, генеральный директор ООО «Агентство недвижимости «Респект»:
Предполагается, что кто-то из меценатов выкупит это здание по приватизации и вернет его <в городскую среду>, используя его как элемент культурного наследия Перми. Если этого не произойдет, то оно перейдет в коммерческое использование. Хлебозавод №1 является объектом культурного наследия и сносить его нельзя, но использовать его в коммерческих целях не представляется возможным. Нужно понимать, какие условия предлагают для покупателя. Это должен быть жест доброй воли с его стороны — создать там общественную зону, которая нужна городу. Другого варианта я не вижу.
Реализовать проект предполагалось на условиях государственно-частного партнерства. Обсуждалось, что инвестором проекта могут стать бизнес-структуры, близкие к депутату Госдумы Дмитрию Скриванову, и их столичные партнеры. Однако проект так и не был реализован. Недавно мэрия включила комплекс зданий бывшего хлебозавода №1 в план приватизации на 2022-2024 годы.
ТЕКСТ поговорил с экспертами о том, почему здание бывшего хлебозавода не стало вторым «Заводом Шпагина» и есть ли у него шанс вернуться на орбиту инфраструктурных проектов после приватизации.
Александр Михайлов, историк архитектуры, член градсовета Пермского края:
Шанс, что здание «Хлебозавода №1» вернется в список инфраструктурных проектов после приватизации, есть. Но вопрос в другом: для этого нужна политическая воля. Когда создавался «Завод Шпагина», была политическая воля губернатора Решетникова и это была хорошая история. В случае с «Хлебозаводом» не было политической воли и не было визионерства, как у Сергея Гордеева (сенатор, который способствовал созданию Музея современного искусства PERMM на Речном вокзале, - прим. ред.). Нужно понимание и видение, что там будет, какая экономика проекта.
В Москве это проходит так: проводится конкурс, где архитекторы представляют свои проекты перед конкурсной комиссией, один из них выигрывает и территория объекта преобразуется с учетом того, что он представил. Когда создавался «Завод Шпагина» конкурс не проводился. Да, позвали хороших архитекторов, но проект «недокрутили». Можно сколько угодно ждать, что на «Хлебозаводе» что-то сделают, но для этого нужно два фактора: политическая воля и полноценный конкурс.
Андрей Головин, старший преподаватель кафедры архитектуры и урбанистики ПНИПУ, эксперт архитектурного бюро MLA+:
Шанс есть, но надо смотреть, какие условия включены в приватизацию. До 2014-2017 годов я понимал, что там <в здании хлебозавода №1> может разместиться. Когда проект приостановили и отложили, объект долго не могли продать или взять в управление. Я только слышал про планы приватизации, но не было прописано условий и вида использования объекта, чтоб создавать там общественные пространства. У нас и «Завод Шпагина» не стал тем «Заводом Шпагина», о котором мечтали. Может быть, у власти не хватает на это сил, а у частника, может, эти силы найдутся.
Алексей Ананьев, генеральный директор ООО «Агентство недвижимости «Респект»:
Предполагается, что кто-то из меценатов выкупит это здание по приватизации и вернет его <в городскую среду>, используя его как элемент культурного наследия Перми. Если этого не произойдет, то оно перейдет в коммерческое использование. Хлебозавод №1 является объектом культурного наследия и сносить его нельзя, но использовать его в коммерческих целях не представляется возможным. Нужно понимать, какие условия предлагают для покупателя. Это должен быть жест доброй воли с его стороны — создать там общественную зону, которая нужна городу. Другого варианта я не вижу.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.