Зачем люди запираются вместе

Антон Сараев специально для Casual Friday. 


Арсений скоро женится. «Зачем? Ему 20 лет! Это время вообще для другого предназначено», - скажет какой-нибудь мужик с ухоженной щетиной и, наверное, в топсайдерах. Но Арсению наплевать на мнение стареющих модников – он уже все решил. Скоро будет мальчишник, а потом, как водится – свадьба.

Как связана грядущая женитьба моего университетского товарища с методикой образования, которую я предлагаю? Очень просто. Вопрос: «Зачем люди запираются вместе?» Ответ: «Обычно, чтобы любить друг друга».

Хороша идея компонентов любви у Эриха Фромма. Любовь – это знание, забота, уважение и ответственность. Так просто сказано о чуть ли не самом сложном проявлении человека. Так вот, если забыть на мгновение про мистическое и туманное слово «любить», то останется «знать, заботиться, уважать и нести ответственность» - это же универсальные принципы работы в коллективе. Это необходимые условия любого нормального труда. Ну, интеллектуального – точно.

Ясно, что университетское образование страдает нехваткой, по крайней мере, двух компонентов, а больше всего недостает ответственности – уж слишком много народа учится. Так что собрать все четыре и трудиться «по любви» можно только в малых группах – вроде ремесленной артели или монашеского скита.

Поэтому я предлагаю людям запираться вместе, устанавливать жесткие правила поведения и – учиться, работать, делать что угодно. Главное – знать и уважать друг друга, заботиться друг о друге и нести ответственность друг за друга. Тогда все получится.

Мы собираемся проверить, так ли это, в октябре этого года, когда в университете будут готовиться к волне отчислений. Соберем группу из 10-20 человек, запремся где-нибудь недалеко от университета и будем учиться, ходить на пары, читать книги. В манифесте проекта, который теперь называется «Аскеза-трип», написано вот что:

Это добровольное коллективное затворничество.

Мы две недели живем в университете (или где-нибудь рядом), отказываемся от мобильных телефонов, алкоголя и личной жизни. Сводим к минимуму контакты с внешним миром и полностью концентрируемся на учебе.

Все для того, чтобы освободиться от долгов и начать уважать себя.




Вот так просто. Эта идея появилась так же, как супружеская решительность Сени – долго была просто смутным желанием, а потом резко ударила в голову самой точной из возможных формулировок.

К тому же, именно Арсений вдохновил меня на этот эксперимент. Дело было так: мы с ним стояли и грустили. Грустили, потому что учеба крепко засела у нас в печенках. «Нет, – соглашались мы друг с другом, – Конечно, учиться нам очень интересно, но не в том случае, если ты по горло застрял в выгребной яме долгов». Тогда я предложил снять вскладчину квартиру и не выходить оттуда, пока с долгами не будет покончено. Я слышал, раньше это была нормальная практика. Сеня принял мои слова за шутку, горько усмехнулся и пошел покупать себе шаверму. Я не ем мясо, поэтому не смог составить ему компанию. Было пыльно и душно, печаль становилась невыносимой.

И тогда я подумал – почему бы не организовать это затворничество в виде учебного семинара. Найти помещение и составить жесткий график работы для каждого участника, а по вечерам собираться вместе за одним столом и обсуждать успехи друг друга, как в обществе анонимных алкоголиков. Ассоциация была хоть и честная, но не самая приятая. И я не мог от нее отвязаться, пока в голове не всплыло одно хорошее слово – «аскеза». Соединить учебу в университете с принципом коворкинга и придать этому форму шаолиньских практик! Так родилась идея «аскеза-трипа» или аскезника.



Что из этого всего выйдет – посмотрим. Когда я презентовал проект экспертам в бизнес-инкубаторе «Мозгово», прозвучал почти разгромный вопрос: «А вы пробовали заниматься в библиотеке?».

Да, пробовал. Это хорошее и действенное решение. Для того, кто сохранил способность такие решения принимать, а то ведь для многих главным остается вопрос: «Как заставить себя заставить себя?». Но, во-первых, в библиотеке нельзя есть и спать. А во-вторых, в самостоятельных занятиях нет той коллективной работы, сплоченности, общей супружеской верности делу, которым занимаешься. Когда после работы все расходятся по домам с грустными лицами – в этом нет любви. И еще – это не похоже на интересный социальный эксперимент.

А у аскезника есть перспективы. Может, через пару лет в университете или в городе будет постоянно действующий образовательный центр, в котором любые задачи будут решаться с помощью продуктивной изоляции. Образование тогда станет интереснее, эффективнее и – свободнее. 


Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости