Взлетит ли «хромая утка». Пермские политтехнологи о раскладе политических сил за год до выборов губернатора

Еще полгода назад казалось, что бой за будущее губернаторство в крае развернется между «действующим чемпионом» Виктором Басаргиным и амбициозным претендентом Дмитрием Скривановым, который инвестировал серьезные средства в свою политическую инфраструктуру. После выборов 18 сентября все чаще говорят о том, что Скриванов, ставший депутатом Госдумы, утратил веру в возможность своего избрания на пост губернатора, потерял былой медийный и политический напор. Позиции действующего губернатора также неоднозначны: он растерял свои медиаактивы, а на людей из его команды завели уголовные дела. 

ТЕКСТ спросил пермских политтехнологов, каков расклад политических сил в регионе к концу года и у кого из этих двоих есть реальные шансы побороться за пермское губернаторское кресло.

Людмила Ознобишина, директор ООО «Центр избирательных технологий»:


Здесь две «развилки». Первая — до сих пор неизвестно, когда произойдут выборы президента. Если они все-таки будут в 2017 году и совпадут с выборами губернаторов, то будет по-своему интересно. Вторая — какое решение примет по кандидатуре на пост пермского губернатора Москва. В центре определятся с кандидатом к февралю-марту. Если оставят нынешнего губернатора в качестве главного фаворита, то это одна история, если ставка будет сделана на другую фигуру, то будет назначен исполняющий обязанности губернатора, который будет постепенно входить в эту роль. Где в этом раскладе будет Скриванов, не могу сказать. Прошедшая выборная кампания кардинально поменяла отношение к Скриванову и его шансам занять губернаторское кресло. У него в руках были рычаги воздействия на региональные отделения партий, в пул его влияния входил и ряд единороссов. Во время предвыборной кампании Дмитрий Станиславович восстановил против себя разные группы элит Пермского края по непонятным лично для меня мотивам.

В Москве понимают, что для края необходима фигура, которая будет объединять и промышленников, общественников и представителей разных партий, чтоб не было раскола, а была консолидация. Думаю, что будет потребность в фигуре, которая вызовет реальный интерес у пермяков, так как явка осенних на выборах была очень низкой, а Пермский край очень ярко демонстрирует разочарование в выборах как таковых. Если эта фигура будет объединяющей, то даст импульс развитию Пермского края. На мой взгляд, шансы у Скриванова на губернаторское кресло были хорошими, но сейчас об этом говорить пока не приходится.

Александр Пахолков, руководитель рекламно-политического агентства «Агитпроп»:

У Скриванова была конкретная цель — проведение на выборах в заксобрание своего пула кандидатов для того, чтобы диктовать действующему губернатору свою позицию. Если б он провел треть сторонников, то по большому счету мог брать бразды правления в свои руки и контролировать ситуацию. Если б у Скриванова получилось реализовать эти планы, то следующий губернатор оказался бы в той же ситуации, что и Басаргин после Чиркунова. Но в итоге у него это не получилось, но и Басаргин не может праздновать победу — он сильно измаялся в этой кампании. Проигравшими оказались оба. Основная проблема Басаргина — он не политик, а чиновник. Когда каждый раз возникает сложная ситуация, он «убегает», начинает ездить по муниципалитетам. Это чиновник может быть не в курсе, что его зама посадили, а для политика эта ситуация ненормальна. Но Басаргин этого не понимает и никак не реагирует. Не понимаю, зачем ему было продавать холдинг перед выборами? Он повел себя как конкурсный управляющий разваливающегося завода. Понимая, что шансы на «второй заход» у него не велики и держа в голове фразу президента «не дергаться», он продал этот медиахолдинг. Он провалил осенние выборы — явка в регионе была ниже общероссийской. Я убежден, что вероятность того, что Басаргин останется губернатором, стремится к нулю. Но он, скорее всего, попытается: скоро мы можем увидеть щиты с его изображением по всему краю.

Скриванов получил не тот результат, который хотел, и сейчас в новых условиях пытается понять свою тактику. Он не может диктовать свою волю ни этому губернатору, ни следующему. Понятно, почему он сейчас снижает медийную активность и наблюдает за ситуацией. Вероятно, он войдет в коалицию с новым губернатором. Он сыграл с рискованную игру, сделал ставку, и она не выиграла. Думаю, у него не высоки шансы стать исполняющим обязанности губернатора.

Олег Подвинцев, доктор политических наук:

Сейчас происходит переформатирование политической ситуации в регионе. Ключевой фактор, влияющий на нее, это позиция Кремля. Многое зависит от того, кому он окажет поддержку. Если говорить о тех, кто считался основными претендентами, а это Басаргин и Скриванов, то чем дальше, тем шансы меньше и у того, и у другого. Хотя у Басаргина шансы были изначально повыше, но он продемонстрировал слабость своей команды после 18 сентября. Это была не его победа, а поражение Скриванова. В ходе кампании Скриванов набрал финансовых и имиджевых издержек, и они выглядят неизмеримо выше, чем его результаты.

Что касается политических процессов в регионе, то администрация губернатора не контролирует ситуацию. Кремль определится с кандидатом на пост пермского губернатора в феврале — середине марта. Это может быть альтернативная Басаргину и Скриванову фигура, другой вопрос, откуда она появится. Либо она будет поставлена по воле Москвы, либо центр даст определиться местной элите, но первый вариант выглядит правдоподобней.

Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости