«Высота». Как в Перми создали современный промышленный музей, посвящённый вертолётам
В этом музее «оживают» стены, заводские шестеренки похожи на ювелирные изделия, а посетители могут поуправлять вертолетом. Необычный корпоративный музей «Высота» открылся в марте прошлого года. Он расположился в новом корпусе АО «Редуктор-ПМ» на ул. Героев Хасана, 105Г и посвящен предприятию и продукции, которое оно производит. Но, в отличие от других корпоративных музеев, «Высота» выходит далеко за рамки «истории про предприятие».
Куратор и экспозиционер музея Ольга Сафрошенко рассказала ТЕКСТу, как ей вместе с командой и сотрудниками предприятия удалось «пересобрать» историю о пермских редукторах, благодаря которым сегодня летает большинство вертолетов в мире.
До «Высоты» у завода был музей, который работал как макетный класс – в нем демонстрировали образцы изделий. Действовал он по довольно традиционной системе – здесь проводились занятия по профориентации, собирались ветераны. Но главное – как и большинство заводских музеев, он находился на закрытой территории предприятия. То есть, попасть сюда обычным посетителям было очень сложно. Мы предложили руководству завода открыть музей для города. Идея нашла поддержку, и это было очень важно.
Для нас было важно вписать историю предприятия в историю региона, страны и мира. Ведь пермский завод – один из крупнейших производителей редукторов и трансмиссий, без которых не летают вертолеты, не работает большая часть оборудования на газовых и нефтепромыслах. Через изделия завода можно рассказать практически всю историю современного вертолетостроения. Но при этом результаты исследования показали, что многие пермяки даже не знают, что существует такое предприятие.
Вторым очень важным вектором экспозиции стала тема уникальности производства. Сами заводчане иногда шутят, что редуктор — это просто мешок с большим количеством шестеренок. Но на самом деле – это изумительно красивые изделия, требующие особой точности в изготовлении, особого современного оборудования. Например, те самые шестеренки, зубчатые колеса, которых в редукторе может быть до тысячи, выглядят как самые настоящие драгоценности.
Ну и третья, и наверное, главная история музея — это история о людях, которые создавали это производство в начале 1950-х годов, развивали его, а в 90-е годы фактически спасли от уничтожения.
Проблема, с которой мы столкнулись сразу же, - как показать редуктор. Ведь в музее мы видим редуктор в статике, и это прекрасная неподвижная железная конструкция. Увидеть редуктор в рабочем состоянии можно только когда запущена силовая установка вертолета или другого аппарата. Нам нужно было создать у посетителей музея ощущение движения, потому что редуктор всегда в движении, он помогает вертолету взлетать.
Помочь «запуску» редукторов смогли предложенные мультимедиа-решения. В музее «Высота» вместе с дизайнерами и видеографами мы разработали современный контент, который стал и элементом дизайна, и очень эффектной технологией показа. В музее есть движущиеся витрины, особые сценарии света, экраны с пленкой обратной проекции, которые позволяют одновременно видеть экспонат и проецировать на него видеоконтент. Это очень впечатляет всех – и взрослых посетителей, и школьников!
Музей имеет особый облик, очень строгий, точный, продуманный до малейших деталей. В цехах «Редуктора-ПМ» везде висят мотивирующие плакаты с призывом внимательно относиться к производству - «В авиации мелочей не бывает». Мне кажется, именно этим принципом руководствовался архитектор музея Никита Гойнов. Общий графический стиль разрабатывала Александра Бубнова. Координатором работ выступал Александр Заболотников.
Мы понимали, что цвет и свет меняют пространство и расставляют акценты. И эти решения для музея разрабатывала студия «Световые объекты», дизайнер и художник Петр Стабровский. В «Высоте» действует единая система управления видеоконтентом, светом и мультимедиа, которую создал пермский видеограф и инженер Валерий Кадочников.
Тематически «Высота» разделена на три части: блок истории, блок производства и блок современности, который рассказывает о новых моделях редукторов. Площадь музея составляет порядка 220 кв.м. Среди экспонатов — девять редукторов, включая один действующий, механику которого можно запускать. Он находится под специальным прозрачным колпаком, и, когда его запускают, видно, как шестерни приходят в движение.
В музее есть авиасимулятор, симулятор полетов в кабине вертолета «Ми-8»: можно свободно залезть в кабину и поуправлять вертолетом! Есть электронные энциклопедии, где можно найти дополнительную информацию по истории предприятия – фотографии, документы, есть отельная витрина с оборудованием, которое использовалось в разные годы работы, витрина с теми самыми «ювелирными» шестернями.
«Высота» действует уже почти год, за это время в музее побывали уже почти полторы тысячи человек. Конечно же, большинство из них – школьники, которых интересует выбор профессии. Музей постоянно меняется - сейчас мы продолжаем пополнять электронные энциклопедии «Высоты»: собираем личные истории сотрудников, пополняем архив предприятия. Есть и новые идеи - придумываем форматы, как показать новые разработки завода.
«Высота» — корпоративный городской музей, открытый для посещения. Попасть туда можно, предварительно собрав группу и договорившись о посещении. Сделать это можно через отдел по работе с персоналом предприятия «Редуктор-ПМ».
Куратор и экспозиционер музея Ольга Сафрошенко рассказала ТЕКСТу, как ей вместе с командой и сотрудниками предприятия удалось «пересобрать» историю о пермских редукторах, благодаря которым сегодня летает большинство вертолетов в мире.
«Мешок с шестеренками»
До «Высоты» у завода был музей, который работал как макетный класс – в нем демонстрировали образцы изделий. Действовал он по довольно традиционной системе – здесь проводились занятия по профориентации, собирались ветераны. Но главное – как и большинство заводских музеев, он находился на закрытой территории предприятия. То есть, попасть сюда обычным посетителям было очень сложно. Мы предложили руководству завода открыть музей для города. Идея нашла поддержку, и это было очень важно.
Для нас было важно вписать историю предприятия в историю региона, страны и мира. Ведь пермский завод – один из крупнейших производителей редукторов и трансмиссий, без которых не летают вертолеты, не работает большая часть оборудования на газовых и нефтепромыслах. Через изделия завода можно рассказать практически всю историю современного вертолетостроения. Но при этом результаты исследования показали, что многие пермяки даже не знают, что существует такое предприятие.
Вторым очень важным вектором экспозиции стала тема уникальности производства. Сами заводчане иногда шутят, что редуктор — это просто мешок с большим количеством шестеренок. Но на самом деле – это изумительно красивые изделия, требующие особой точности в изготовлении, особого современного оборудования. Например, те самые шестеренки, зубчатые колеса, которых в редукторе может быть до тысячи, выглядят как самые настоящие драгоценности.
Ну и третья, и наверное, главная история музея — это история о людях, которые создавали это производство в начале 1950-х годов, развивали его, а в 90-е годы фактически спасли от уничтожения.
«Прекрасное железо» или Как показать редуктор
Проблема, с которой мы столкнулись сразу же, - как показать редуктор. Ведь в музее мы видим редуктор в статике, и это прекрасная неподвижная железная конструкция. Увидеть редуктор в рабочем состоянии можно только когда запущена силовая установка вертолета или другого аппарата. Нам нужно было создать у посетителей музея ощущение движения, потому что редуктор всегда в движении, он помогает вертолету взлетать.
Помочь «запуску» редукторов смогли предложенные мультимедиа-решения. В музее «Высота» вместе с дизайнерами и видеографами мы разработали современный контент, который стал и элементом дизайна, и очень эффектной технологией показа. В музее есть движущиеся витрины, особые сценарии света, экраны с пленкой обратной проекции, которые позволяют одновременно видеть экспонат и проецировать на него видеоконтент. Это очень впечатляет всех – и взрослых посетителей, и школьников!
Музей имеет особый облик, очень строгий, точный, продуманный до малейших деталей. В цехах «Редуктора-ПМ» везде висят мотивирующие плакаты с призывом внимательно относиться к производству - «В авиации мелочей не бывает». Мне кажется, именно этим принципом руководствовался архитектор музея Никита Гойнов. Общий графический стиль разрабатывала Александра Бубнова. Координатором работ выступал Александр Заболотников.
Мы понимали, что цвет и свет меняют пространство и расставляют акценты. И эти решения для музея разрабатывала студия «Световые объекты», дизайнер и художник Петр Стабровский. В «Высоте» действует единая система управления видеоконтентом, светом и мультимедиа, которую создал пермский видеограф и инженер Валерий Кадочников.
Побыть пилотом вертолета
Тематически «Высота» разделена на три части: блок истории, блок производства и блок современности, который рассказывает о новых моделях редукторов. Площадь музея составляет порядка 220 кв.м. Среди экспонатов — девять редукторов, включая один действующий, механику которого можно запускать. Он находится под специальным прозрачным колпаком, и, когда его запускают, видно, как шестерни приходят в движение.
В музее есть авиасимулятор, симулятор полетов в кабине вертолета «Ми-8»: можно свободно залезть в кабину и поуправлять вертолетом! Есть электронные энциклопедии, где можно найти дополнительную информацию по истории предприятия – фотографии, документы, есть отельная витрина с оборудованием, которое использовалось в разные годы работы, витрина с теми самыми «ювелирными» шестернями.
«Высота» действует уже почти год, за это время в музее побывали уже почти полторы тысячи человек. Конечно же, большинство из них – школьники, которых интересует выбор профессии. Музей постоянно меняется - сейчас мы продолжаем пополнять электронные энциклопедии «Высоты»: собираем личные истории сотрудников, пополняем архив предприятия. Есть и новые идеи - придумываем форматы, как показать новые разработки завода.
«Высота» — корпоративный городской музей, открытый для посещения. Попасть туда можно, предварительно собрав группу и договорившись о посещении. Сделать это можно через отдел по работе с персоналом предприятия «Редуктор-ПМ».
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ. Фото: студия «Кто это»
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.