Все наше – навсегда. Как изменилось отношение пермяков к знаковым проектам
Борис Майоров специально для Casual Friday.
За последние годы ушли в прошлое красные человечки, культурная революция, Белые ночи. Таким образом, вся оставшаяся повестка сместилась от реальности в мир будущего.
Мне кажется, перемена произошла и в отношении пермяков к этим самым крупным (симптоматическим) проектам. Если представить, что мы находимся в нулевой точке условной шкалы, то боль от сползания в минусовую часть сейчас многократно выше, чем разочарование от недостаточного продвижения в плюсовую.
Другими словами - пермяки скорее согласятся недополучить, чем потерять. Дайте хоть что-нибудь, но не смейте отбирать.
При появлении хоть какой-то перспективы получить что-то из заветного списка общественное мнение, скорее, согласится пусть на упрощенный, не самый амбициозный, не самый дорогой проект. Но с перспективой реализации. Синица в руках.
Под галерею перестроят старое здание ВКИУ? Захватывает дух? Нет, но, по большому счету, все согласны. Это лучше, чем нынешняя ситуация.
Вместо проекта известного архитектора новое здание оперного будет типовой «стекляшкой»? Уже сейчас видно, что не с овациями, но публика примет такое решение.
Проектом аэропорта никто всерьез и не интересовался. Начали строить – отличная новость, все, что лучше нынешнего (а лучше нынешнего любой вариант) – годится.
Разумеется, я говорю об усредненной реакции. Если смотреть детально, конечно, в каждом случае есть диапазон мнений. Но основная реакция – пусть будет.
В случае с зоопарком ситуация чуть сложнее: получить его, но потерять известный и любимый многими кусок леса – оказалось слегка болезненным решением. К потерям пермяки не готовы. Сейчас, когда «жертва» стала меньше – участок на Нагорном не такой востребованный, градус общественного сопротивления может упасть до некритического.
Мелкий пример – шоссе Космонавтов после реконструкции. Утрата прямолинейности этой дороги для многих оказалась достаточно неожиданной. Какая-никакая, но потеря. Но если это была бы дорога взамен грунтовки, например, вопросов бы не было.
Если эта теория верна, то можно предположить, что перевод моста через Чусовую после реконструкции в платный режим будет восприниматься болезненно. Причина – потеря свободного проезда. А вот строительство третьего платного моста в Перми – спокойно. Нет потери, два бесплатных никуда не денутся.
О том, что означает нынешнее состояние общественного сознания города можно рассуждать с разных позиций. Например, что Пермь всегда отличалась прагматичностью. Вместо мечтателей сделали ставку на реалистов. Экономический спад - денег на излишества нет, все это понимают. Сколько денег – столько песен. Тише едешь – дальше будешь.
Сторонники критического отношения говорят, что глухая оборонительная тактика – плохой симптом. Нет амбиций для рывка, лишь бы не скатиться назад. Общество не чувствует себя вправе претендовать на другой уровень жизни, вымывается слой наиболее амбициозных пермяков. Ведь, настоящих буйных мало, - как пел классик, к тому же рейсы Пермь-Москва легко решают их проблему.
Но при любом развитии событий сторонники обоих лагерей могут сохранять оптимизм. Для первых – есть реальные шансы, что какие-то проекты будут завершены и сегодняшняя ситуация улучшится. Для вторых – этот этап не последний в жизни города, вполне возможно, что будут еще и незаурядные проекты и новый Солдатов*.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией.
* Директор моторостроительного завода Анатолий Солдатов в тяжелые послевоенные годы построил грандиозный для своего времени дом культуры (сейчас ДК Солдатова). За что чуть не лишился должности. Но навсегда остался в памяти благодарных пермяков. Благодаря энергии Солдатова в целом изменился облик Перми: строилось благоустроенное жильё, по его инициативе были реконструированы театр оперы и балета, Комсомольский проспект.
Так получилось, что вся нынешняя общественная жизнь Перми стоит на трех китах – галерея, аэропорт, зоопарк. Здесь наше всё: политические битвы, заветные мечты и отчаянный стыд за текущую ситуацию. Для тонко чувствующей публики можно добавить еще новое здание оперного театра. Все остальные сюжеты: бои за налоговую льготу, передел подрядов, спиливание рекламных щитов, выборы мэра – цеховые перестрелки, не тревожащие общественное сознание.
За последние годы ушли в прошлое красные человечки, культурная революция, Белые ночи. Таким образом, вся оставшаяся повестка сместилась от реальности в мир будущего.
Мне кажется, перемена произошла и в отношении пермяков к этим самым крупным (симптоматическим) проектам. Если представить, что мы находимся в нулевой точке условной шкалы, то боль от сползания в минусовую часть сейчас многократно выше, чем разочарование от недостаточного продвижения в плюсовую.
Другими словами - пермяки скорее согласятся недополучить, чем потерять. Дайте хоть что-нибудь, но не смейте отбирать.
При появлении хоть какой-то перспективы получить что-то из заветного списка общественное мнение, скорее, согласится пусть на упрощенный, не самый амбициозный, не самый дорогой проект. Но с перспективой реализации. Синица в руках.
Под галерею перестроят старое здание ВКИУ? Захватывает дух? Нет, но, по большому счету, все согласны. Это лучше, чем нынешняя ситуация.
Вместо проекта известного архитектора новое здание оперного будет типовой «стекляшкой»? Уже сейчас видно, что не с овациями, но публика примет такое решение.
Проектом аэропорта никто всерьез и не интересовался. Начали строить – отличная новость, все, что лучше нынешнего (а лучше нынешнего любой вариант) – годится.
Разумеется, я говорю об усредненной реакции. Если смотреть детально, конечно, в каждом случае есть диапазон мнений. Но основная реакция – пусть будет.
В случае с зоопарком ситуация чуть сложнее: получить его, но потерять известный и любимый многими кусок леса – оказалось слегка болезненным решением. К потерям пермяки не готовы. Сейчас, когда «жертва» стала меньше – участок на Нагорном не такой востребованный, градус общественного сопротивления может упасть до некритического.
Мелкий пример – шоссе Космонавтов после реконструкции. Утрата прямолинейности этой дороги для многих оказалась достаточно неожиданной. Какая-никакая, но потеря. Но если это была бы дорога взамен грунтовки, например, вопросов бы не было.
Если эта теория верна, то можно предположить, что перевод моста через Чусовую после реконструкции в платный режим будет восприниматься болезненно. Причина – потеря свободного проезда. А вот строительство третьего платного моста в Перми – спокойно. Нет потери, два бесплатных никуда не денутся.
О том, что означает нынешнее состояние общественного сознания города можно рассуждать с разных позиций. Например, что Пермь всегда отличалась прагматичностью. Вместо мечтателей сделали ставку на реалистов. Экономический спад - денег на излишества нет, все это понимают. Сколько денег – столько песен. Тише едешь – дальше будешь.
Сторонники критического отношения говорят, что глухая оборонительная тактика – плохой симптом. Нет амбиций для рывка, лишь бы не скатиться назад. Общество не чувствует себя вправе претендовать на другой уровень жизни, вымывается слой наиболее амбициозных пермяков. Ведь, настоящих буйных мало, - как пел классик, к тому же рейсы Пермь-Москва легко решают их проблему.
Но при любом развитии событий сторонники обоих лагерей могут сохранять оптимизм. Для первых – есть реальные шансы, что какие-то проекты будут завершены и сегодняшняя ситуация улучшится. Для вторых – этот этап не последний в жизни города, вполне возможно, что будут еще и незаурядные проекты и новый Солдатов*.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией.
* Директор моторостроительного завода Анатолий Солдатов в тяжелые послевоенные годы построил грандиозный для своего времени дом культуры (сейчас ДК Солдатова). За что чуть не лишился должности. Но навсегда остался в памяти благодарных пермяков. Благодаря энергии Солдатова в целом изменился облик Перми: строилось благоустроенное жильё, по его инициативе были реконструированы театр оперы и балета, Комсомольский проспект.
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.