Возвращение красоты

В реставрационной мастерской Пермской художественной галереи работают только проверенные люди. Во-первых, все они прошли испытание временем и трудятся здесь не первый год. Во-вторых, берут сюда тех, кто уже работал реставратором раньше: восстанавливать картины и другие объекты искусства разрешают, только если ты уже набрался опыта в другом месте. 

ТЕКСТ побывал в реставрационной мастерской галереи и узнал, часто ли посетители музея портят картины, почему непрофессионалам не стоит самостоятельно восстанавливать старинные иконы и как кроличий и рыбий клей помогают вернуть полотнам былую красоту.

Кто присматривает за пермскими богами


В небольшой комнате на втором этаже Пермской художественной галереи на столах разложены картины художников разных эпох. Для реставрации некоторые из них вынуты из рам, и видеть живописные полотна в такой обыденной обстановке непривычно. Но Галина Петровна Хоменко, старший реставратор Пермской художественной галереи, за много лет уже привыкла к тому, что работы известных мастеров вот так запросто оказываются у неё в руках.



Галина Петровна Хоменко

В мастерской с Галиной Петровной работает ещё два реставратора. Константин Суслов — реставратор живописи, и Маргарита Карпухина, которую Хоменко представляет в разговоре новым сотрудником, специализирующимся на иконописи. Оказывается, новый, по местным меркам, — проработавший чуть больше года. И в сравнении с тем, как давно в галерее работает большинство сотрудников, год — это действительно мало.

Например, Галина Петровна в галерее уже больше 40 лет. Она в 1972 году окончила Московское художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), где среди прочих предметов у них на курсе был факультатив по реставрации. И кто же мог тогда подумать, что эти знания станут определяющими в её жизни. Приехав в Пермь после училища, Галина Петровна хотела устроиться работать в художественный фонд, но места там на тот момент не было, и она временно начала работать в Пермской художественной галерее — реставратором. С тех пор это её единственное место работы, а после нескольких стажировок реставрация стала для Хоменко главным профилем. 

Ещё два реставратора галереи, Ирина Субботина и Вера Деменева работают в подвальном помещении, они занимаются восстановлением графики  и предметов из ткани. «Специалистов нам для полноценной работы всё-таки не хватает, — рассказывает Галина Петровна. — Нужно, чтобы был реставратор по каждому виду материала: кости, керамике и другим». Она сама не так давно прошла стажировку по металлу у специалистов Эрмитажа и теперь умеет проводить базовые работы с изделиями из этого материала. 

Реставратора изделий из дерева, к которым, конечно, относятся и знаменитые пермские деревянные боги, в галерее нет уже несколько лет. «Но все мы присматриваем за скульптурой, — уточняет Маргарита. — Протираем регулярно от пыли и при необходимости можем укрепить. Реставрация деревянным богам сейчас не требуется».





Минимум раз в квартал реставраторы вместе с хранителями коллекций осматривают все работы — и те, что находятся в экспозиции, и те, что в хранилище. Если произошли какие-то изменения, даже самые незначительные, это обязательно записывают. При необходимости работу отправляют на срочную реставрацию. 

Очень редко случается, что кто-то повредил картину или написал что-то на ней. «Один раз только такое было на моей памяти, очень давно, — говорит Галина Петровна. — С хранителем коллекции живописи Натальей Владимировной Скоморовской мы обнаружили на картине Мельхиора Хондекутера «Птичий двор» надпись: «Аня, 16 лет». Её отреставрировали, и я сама сейчас не найду уже, где на картине это было написано».

Зачем реставратору рентген


Работа реставраторов галереи напрямую связана с планом выставок на год. Они готовят объекты из хранилища к экспонированию: оттирают от пыли и загрязнений, перетягивают полотна на подрамниках, восстанавливают краску. 

На столе у Маргариты лежит запрестольная двусторонняя икона «Николай Чудотворец» начала XX века. С ней она работает уже месяц: сначала нужно было кропотливо снять слой загрязнений, а теперь — подклеить небольшой участок краски. Чтобы продемонстрировать, где именно краска начала отходить, Маргарита легонько стучит по иконе косточкой указательного пальца в нескольких местах. Там, где слой слегка вспучило, звук выдаёт возникшую под ним пустоту. 





По краям иконы краска сильно облупилась, но восстанавливать её Маргарита пока не будет. Реставрационный совет решил, что нужно только укрепить оставшийся красочный слой, чтобы донести до посетителей выставки памятник в том виде, в каком он дошëл до нас. На таком совете, в который входит хранитель коллекции и реставраторы, обсуждается каждый объект.

Выпадение и деформация живописного слоя, как на профессиональном языке говорят Галина Петровна и Маргарита, то, с чем чаще всего работают в галерее. Выполнять более сложные работы пока не позволяет отсутствие оборудования: не хватает микроскопа и рентгена. Последний даёт возможность «видеть насквозь» не только людей и животных, но и картины. «Если на полотне было несколько живописных слоёв, рентген может показать, что кроется под каждым из них. 

Поэтому значительных для истории искусства открытий, когда под слоем краски одной картины реставраторы неожиданно находят другую, в галерее не случается. Пока о сложных работах можно только мечтать. Как и о долгожданном переезде в новое здание. 



Константин Суслов, реставратор живописи

«Все мечты наши об этом. Тогда условия будут позволять нам работать больше», — говорит Галина Петровна. Взять дополнительных специалистов в галерею не могут не только потому, что пока нет свободной ставки, но и из-за отсутствия места: в тесной комнате реставраторам втроём его едва хватает. Кроме того, здание собора не приспособлено для хранения живописи, которой требуется температура 18-20С и влажность 50-60%. Идеальные условия здесь очень трудно соблюсти, и для хоть какого-то повышения влажности на батареях в галерее развешаны глиняные колбы с водой.
 

То, о чём нельзя говорить 


Про технологию реставрации картин в галерее рассказывают неохотно. Причина проста — такую работу лучше доверить профессионалу и, как пишут в зрелищных видеороликах про трюки: в домашних условиях такое повторять опасно. Например, для очистки живописи от грязи используют простой раствор мыльной пены. Но даже им, как говорит Маргарита, можно испортить картину, если не соблюсти правильную концентрацию мыла. «С пеной нужно очень работать осторожно. Вдруг кому-то попадëтся ценная икона, и она будет безвозвратно испорчена, — говорит реставратор. — Есть вообще дикие способы, которые до сих пор пытаются использовать. Например, поджигают олифу, чтобы снять тëмный слой. Это эффектно и зрелищно. Но очень опасно». 

Чтобы подклеивать разрушающиеся места, реставраторы используют рыбий или кроличий клей. Последний готовят из хрящей и костей кроликов, а первый — из плавательного пузыря осетровых рыб. Оба клея хороши тем, что в любой момент их можно, слегка подогрев, растопить и исправить работу, если что-то пошло нет так. «Для нашего климата лучше подходит рыбий клей», — говорит Маргарита, доставая с подоконника кусок высушенного рыбьего пузыря. Из него в галерее клей легко могут приготовить сами. По консистенции и составу он напоминает обычный пищевой желатин. 

За многие годы работы профессиональные реставраторы накопили большой опыт щадящей обработки предметов искусства, чтобы максимально сохранить их первозданный вид. В Перми есть мастерские, куда любой желающий может отнести на реставрацию икону или картину. Например, на Висиме при храме есть иконописная мастерская «Добро». Иногда такую работу берутся выполнять и в галерее. 
  

Тренируйтесь... на кошках


Самое главное для реставратора — это опыт работы. Как говорят в галерее, тренироваться лучше не на редких предметах искусства. Маргарита рассказывает, что ей повезло: до того, как попасть в галерею, она смогла набраться опыта реставрации икон в частной мастерской. «Пока не столкнёшься с такой работой на практике, не поймёшь всей её сложности», — говорит она.



Вера Деменева, реставратор тканей

Главное правило, которым руководствуются реставраторы — бережное отношение к предметам искусства. Лишний раз их предпочтут не тревожить. Если живописный слой начинает осыпаться — его укрепят, и только при острой необходимости будут заполнять выпавшие участки. И делать это будут аккуратно, не заходя на авторскую работу, а только заполняя тонировкой пустоты. 

Если специалист проходил стажировки, например, только по реставрации металлов, работать с живописью ему не разрешат.  «В нашем деле всё строго, — говорит Галина Петровна. — Никакой самодеятельности. Мы используем только проверенные техники и делаем только то, чему нас учат на стажировках. Некоторые виды материалов я неизменно использую на протяжении всех лет работы. Конечно, появляются новые, более современные, но их с большой осторожностью вводят в работу и только после того, как пройдут практику у специалистов». 

Поэтому можно сказать, что в реставраторах галереи работают только проверенные люди. В сложных ситуациях они советуются — как лучше реставрировать предмет и не допустить ошибок, и часто восстанавливают их сообща, ведь бывает, что картина написана на картоне, и восстанавливает её специалист по графике, а изображение нанесено темперой, и тогда за реставрацию берётся уже специалист по живописи.

«Люди, которые попадают к нам в коллектив, остаются здесь работать надолго, если только сразу не уходят по каким-то причинам», — рассказывает Галина Петровна. Маргарита на это улыбается и говорит, что у неё с галереей тоже связаны очень долгие планы.

Подпишитесь на телеграм-канал «Интересная Пермь» и вы не пропустите актуальные городские истории, анонсы мероприятий и рецензии на творческие события.
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости