Великий путь чайников. Как Пермь захлестнула волна любительства

Настасья Костина, специально для Casual Friday 


Если набрать в поисковике слово «любительское», то первое, что он будет предлагать – это… Нет, не то, что вы могли подумать. Он предлагает поискать «кино» или «радио». Любой сейчас может схватить телефон и снимать все подряд, а фанатичные радиолюбители уже лет 100 сидят и крутят приемники: то посылают сигналы инопланетному разуму, то пытаются связаться с космонавтами на МКС. Вот так же и во многих других сферах в Перми появилась масса любителей. 

В последние годы в городе случился какой-то бум любительства. Сильнее всего это заметно во всем, что связано с едой. Редкий пермяк еще не установил собственный киоск по продаже кофе с собой. Многие мечтают или уже открыли ресторанчики, кафе или как минимум участвовали в гастрономических маркетах. 

Есть сотни фотографов, пришедшие из других профессий, которые открывают студии, снимают свадьбы и корпоративы. Появилось много фитнес-тренеров, даже совсем молодых – до 20 лет, которые, не имея профильного образования (не говоря уж о медицинском), авторитетно рассказывают об анатомии, о правильном питании опять же. 
 
В общем, много появилось разных любителей – людей без соответствующего образования, которые не просто занимаются чем-то в качестве хобби, а пытаются на этом увлечении зарабатывать. 
 
В чем же причины этого? 

Самая главная, на мой взгляд, это та странная система образования в России, которая дает как бы «всё и ничего». Ты стоишь на крыльце школы после выпускного и понимаешь, что ничего не понимаешь: куда пойти учиться, чему, для чего… Возможно, сейчас такого стало меньше: все-таки какие-то реформы в этом направлении ведутся (в Перми, к примеру, есть школы, заточенные на обучение особым навыкам - школа дизайна, школа IT и т.д.). Но если говорить про нынешних 30-летних и около того, то многие из них в 17 лет очень мало знали о своих желаниях и перспективах. Попросту говоря, они ничего не знали о себе. 

И вот эти ребята отправились в вуз, выбранный мамой, папой, или случаем, оттрубили 3-5-7 лет на неинтересной для них работе, и, наконец, бросили ее. Дальше тратить несколько лет не переобучение им уже жалко, да и хочется сразу на практике все изучить. Здравствуй, любительство! 

Может быть и другая причина этого феномена. Это – такой вариант дауншифтерства. Люди осознанно отказываются от профессионально высокого уровня в работе (причем уже достигнутого), лишь бы заняться тем, что им по кайфу здесь и сейчас. Например, они просто устали от своей сложной, изнуряющей работы. Даже если она интересная, она может так сильно изматывать, так напрягать мозг, что захочется просто поработать руками: налепить пирожков, связать шарфики, сколотить мебель. «Эмоциональное выгорание», «бегство от профессии» - у психологов можно найти массу терминов на эту тему, а также объяснений, советов и прочего. 

Еще одна причина – востребованность разных любительских вещей в силу повсеместного непрофессионализма. Всегда найдутся не разбирающиеся клиенты и купят по дешевке. Возьми в руки камеру с достаточно большим объективом, а еще лучше всего на штативе – и вуаля, можешь сойти за профессионального фотографа. Ставишь низкий ценник на фотосессии, и вот уже пошел народ, который не знает лучших фотографов города, не ходит на выставки, не знает примеров действительно талантливых работ, да и вообще не понимает, как можно аж несколько лет учиться фотографировать. В итоге новичкам как будто и необязательно получать профессиональное образование в каком-то деле, если можно и так «проскочить». 
 
Но это, пожалуй, самая негативная сторона любительства. Причем никто не исключает варианта, что начинающие непрофессионалы быстро добьются успеха в новом деле, «раскроются» и станут даже профи в нем. 

В целом этот бум любительства отражает то, что люди стали свободнее и мобильнее в выборе своего призвания. Они стали более гибкими по жизни, менее догматичными. Может быть, к какому-то возрасту они, в конце концов, больше узнали о самих себе. В общем, все эти тренинги и статьи на AdMe в духе «Как стать счастливым» не прошли бесследно. 
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости