В Пермском оперном театре пройдет фестиваль Чайковского
В Пермском театре оперы и балета пройдет фестиваль, посвященный 175-летию композитора Петра Ильича Чайковского и 50-летию с момента присвоения театру имени композитора. Как сообщает пресс-служба театра, с 3 по 13 мая будут исполнены все балеты Чайковского, две оперы, а также его симфонические и камерные сочинения.
На сцене Пермской оперы в разные годы были поставлены все сценические произведения композитора — три балета и восемь законченных опер. К 1965 году, когда Пермскому театру оперы и балета было присвоено имя Петра Ильича Чайковского, в репертуаре уже значилось шесть из восьми законченных опер. Причем среди первых постановок были «Чародейка» и «Орлеанская дева», спектакли, которые редко включаются в репертуар театров: считается, что слушатели находят их скучными и затянутыми. Пермская же публика сломала стереотип, продемонстрировав вкус: «Орлеанская дева» сохраняется в репертуаре театра с 1969 года.
«Когда в 1965 году театру было присвоено имя Петра Ильича Чайковского, уроженца Прикамья, все мы пришли к решению: чтобы действительно иметь право называться Домом Чайковского, надо включить в репертуар все восемь его опер», — писал Иосиф Келлер, главный режиссер театра с 1947 по 1975 год, в своей книге воспоминаний «Репетиции. Спектакли. Встречи».
В операх Чайковского нашла наиболее полное отражение художественная концепция композитора, в центре которой — глубокий психологизм, отражение сложных движений души в острых и напряженных драматических ситуациях. Балеты Чайковского, в отличие от реалистичных опер, наполнены прекрасной романтической фантазией и вымыслом. Однако отношение композитора к балету было весьма серьезно, он не видел причин, почему музыка в балете (которая в то время была скорее в подчиненном танцу положении) не может стоять на уровне оперной или симфонической. Поэтому в музыку каждого из своих трех балетов Чайковский вносит новый обогащенный смысл и подчиняет ее развитию целостного драматургического замысла. «Лебединое озеро» зрители увидят 4 мая, «Щелкунчика» — в день рождения композитора, 7 мая, «Спящую красавицу» — 11 мая.
Произведения для камерного инструментального ансамбля составляют сравнительно небольшую в количественном отношении, но важную и характерную часть творчества Чайковского. 5 мая артисты оркестра musicAeterna в Доме Дягилева исполнят Секстет для струнных «Воспоминание о Флоренции» и Струнный квартет № 1. Куда больше у композитора камерных произведений для вокалистов — они были для Чайковского своего рода лирическим дневником:
многие мотивы, воплощенные в его крупных произведениях оперного или симфонического плана, впервые прозвучали в романсах. Камерную программу под названием «П. И. Чайковский — Н.Ф. фон Мекк: Роман в письмах» солисты оперы представят 7 мая в Доме Смышляева.
Завершится фестиваль Гала-концертом 13 мая. За пульт встанут Теодор Курентзис, Валентин Урюпин, Артем Абашев, Андрей Данилов и Петр Белякин. Оркестр musicАeterna, Большой симфонический оркестр театра и солисты оперы исполнят сочинения и фрагменты из опер и балетов Петра Чайковского, в том числе Итальянское каприччио, письмо Татьяны и ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин», «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, увертюру и арию Лизы из оперы «Пиковая дама» и знаменитый танец снежинок и адажио из балета «Щелкунчик».
«Этот фестиваль посвящен выдающейся личности, величайшему художнику, который когда-либо рождался на этом свете, и, естественно, самому важному музыканту России — Петру Ильичу Чайковскому, истинно русскому композитору. К какому бы либретто он не писал свою музыку — прованская история об Иоланте, французская легенда об Орлеанской деве, немецкая сказка о девушке, превращенной в лебедя, — он везде находил возможность использовать русские мотивы. И это несмотря на то, что в XIX веке у русской интеллигенции всё русское было под негласным запретом, считалось дурным вкусом, mauvais tone, как тогда говорили, даже язык образованных людей был французский, а не русский. А Чайковский начал популяризировать русскую культуру — во всех произведениях, в том числе и основанных не на русских историях. И это была большая смелость в то время», — сообщил художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Теодор Курентзис.
На сцене Пермской оперы в разные годы были поставлены все сценические произведения композитора — три балета и восемь законченных опер. К 1965 году, когда Пермскому театру оперы и балета было присвоено имя Петра Ильича Чайковского, в репертуаре уже значилось шесть из восьми законченных опер. Причем среди первых постановок были «Чародейка» и «Орлеанская дева», спектакли, которые редко включаются в репертуар театров: считается, что слушатели находят их скучными и затянутыми. Пермская же публика сломала стереотип, продемонстрировав вкус: «Орлеанская дева» сохраняется в репертуаре театра с 1969 года.
«Когда в 1965 году театру было присвоено имя Петра Ильича Чайковского, уроженца Прикамья, все мы пришли к решению: чтобы действительно иметь право называться Домом Чайковского, надо включить в репертуар все восемь его опер», — писал Иосиф Келлер, главный режиссер театра с 1947 по 1975 год, в своей книге воспоминаний «Репетиции. Спектакли. Встречи».
В операх Чайковского нашла наиболее полное отражение художественная концепция композитора, в центре которой — глубокий психологизм, отражение сложных движений души в острых и напряженных драматических ситуациях. Балеты Чайковского, в отличие от реалистичных опер, наполнены прекрасной романтической фантазией и вымыслом. Однако отношение композитора к балету было весьма серьезно, он не видел причин, почему музыка в балете (которая в то время была скорее в подчиненном танцу положении) не может стоять на уровне оперной или симфонической. Поэтому в музыку каждого из своих трех балетов Чайковский вносит новый обогащенный смысл и подчиняет ее развитию целостного драматургического замысла. «Лебединое озеро» зрители увидят 4 мая, «Щелкунчика» — в день рождения композитора, 7 мая, «Спящую красавицу» — 11 мая.
Произведения для камерного инструментального ансамбля составляют сравнительно небольшую в количественном отношении, но важную и характерную часть творчества Чайковского. 5 мая артисты оркестра musicAeterna в Доме Дягилева исполнят Секстет для струнных «Воспоминание о Флоренции» и Струнный квартет № 1. Куда больше у композитора камерных произведений для вокалистов — они были для Чайковского своего рода лирическим дневником:
многие мотивы, воплощенные в его крупных произведениях оперного или симфонического плана, впервые прозвучали в романсах. Камерную программу под названием «П. И. Чайковский — Н.Ф. фон Мекк: Роман в письмах» солисты оперы представят 7 мая в Доме Смышляева.
Завершится фестиваль Гала-концертом 13 мая. За пульт встанут Теодор Курентзис, Валентин Урюпин, Артем Абашев, Андрей Данилов и Петр Белякин. Оркестр musicАeterna, Большой симфонический оркестр театра и солисты оперы исполнят сочинения и фрагменты из опер и балетов Петра Чайковского, в том числе Итальянское каприччио, письмо Татьяны и ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин», «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, увертюру и арию Лизы из оперы «Пиковая дама» и знаменитый танец снежинок и адажио из балета «Щелкунчик».
«Этот фестиваль посвящен выдающейся личности, величайшему художнику, который когда-либо рождался на этом свете, и, естественно, самому важному музыканту России — Петру Ильичу Чайковскому, истинно русскому композитору. К какому бы либретто он не писал свою музыку — прованская история об Иоланте, французская легенда об Орлеанской деве, немецкая сказка о девушке, превращенной в лебедя, — он везде находил возможность использовать русские мотивы. И это несмотря на то, что в XIX веке у русской интеллигенции всё русское было под негласным запретом, считалось дурным вкусом, mauvais tone, как тогда говорили, даже язык образованных людей был французский, а не русский. А Чайковский начал популяризировать русскую культуру — во всех произведениях, в том числе и основанных не на русских историях. И это была большая смелость в то время», — сообщил художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Теодор Курентзис.
Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.