В Перми появились сказкотерапевты. Как они помогают детям?

Сказки бывают разные - бытовые, народные, авторские. Но не все знают, что они бывают и лечебные. Оказывается, сказочные персонажи, будь это Красная Шапочка, Баба Яга или принц на белом коне, обладают лечебным психологическим свойством. В наше время такие волшебные «лекарства» все чаще «прописывают» детям, а необычных «врачей» называют сказкотерапевтами. Сегодня они, как правило, - опытные психологи, которые с каждым годом все больше проявляют интерес к сказкотерапии. Одним из таких «врачей» является пермский педагог и психолог Маргарита Кутилова. 

«Идею сказкотерапии мне подсказали книги Александры Лопатиной и Марии Скребцовой, попавшие в мои руки лет 6 назад,- рассказывает Маргарита.- Авторы книг собрали легенды и сказания народов мира, собственные сказки и истории, сопроводили их пословицами и поговорками, стихами, предусмотрели практические занятия с родителями и детьми. Серьезный психолого-педагогический подход к «несерьезной» сказке не по-детски стал мне интересен. После этого были другие интересные встречи, находки, которые только приближали меня к воплощению мечты – занятиям по сказкотерапии. Ведь сказка может все».
 
Сегодня в Перми периодически проводятся курсы по данному методу детской психологии, что говорит о том, что профессиональной публике это направление кажется перспективным. Что касается Маргариты Кутиловой, то она занимается сказкотерапией уже больше года. За это время психолог провела немало консультаций для детей разного возраста.

Сказкотерапия - это направление практической психологии, которое использует сказки для воспитания, образования и развития личности ребенка, а также коррекции поведения или внутренних конфликтов. Главное в методике – создать тесный контакт между консультантом-психологом и ребенком. «В Питере есть институт Сказкотерапии, одним из основателей которого - Татьяной Зинкевич-Евстигнеевой - разработаны дидактические пособия. Согласно методике, сказку можно нарисовать (арт направление), дать ей название,- говорит Маргарита. - Дальше идет работа психолога и автора, которые улавливают смысл «послания» и применяют его к конкретным жизненным обстоятельствам ребенка». 
 
Сегодня Маргарита в основном проводит индивидуальные занятия с детьми, но бывает и совместная работа с родителями, чаще всего с мамами. Как правило, сказочные истории подбираются психологом индивидуально. В основе «лечебной» сказки фигурируют такие известные герои как Лесовичок, Серый Волк, Фея, олененок Бэмби, Снегурочка и пр., а также реальные персонажи – друзья-подружки или члены семьи ребенка.

«Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. У ребенка развивается механизм идентификации, в результате которого происходит эмоциональное отождествление, объединение себя с другим человеком, персонажем. Ребенок присваивает его ценности, нормы поведения как свои, это помогает ему различать добро и зло. Кроме того, сказки расширяют диапазон адаптивных способностей ребенка. Главный смысл сказок – социализация детей, обучение их распознавать и справляться с опасностями. Развивается креативный подход к решению проблем, появляется доступ к творческому потенциалу маленького человечка», - поясняет Маргарита. 
  

Занятия пермского сказкотерапевта проходят несколько этапов: приветствие, разминка, основная часть и заключение. Ребенок с помощью сказочных персонажей учится справляться со сложными обстоятельствами, моделирует способы выхода из проблемной ситуации за персонажа, тем самым неосознанно находит эти варианты для себя. 

В индивидуальной практике психолог проводит моделирование сказки: то есть ребенок может сочинять ее по каким-либо условиям или произвольно. При этом специалист может корректировать сюжет сказки, зная запрос своего маленького клиента или его родителя. Например, «усилить» какую-либо составляющую сказки, ввести персонаж или наоборот. Сюжеты могут создаваться по подобранным заранее картам или картинкам. 


В настоящее время Маргарита Кутилова проводит в основном индивидуальные консультации для детей. «В моих планах - организовать групповые детские занятия по сказкотерапии. Варианты в групповой работе должны быть очень интересны, ведь в ней есть свои особенности и ценность коллективного сотворчества, саморазвития, преодоления страхов и комплексов. Групповые занятия я планирую проводить уже скоро в Пермской Академии творчества для детей и взрослых»,- говорит Маргарита. 
Татьяна Семилейская (агентство новостей ТЕКСТ). Все важные новости Перми в свободном доступе на сайте chitaitext.ru
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости