В левом кармане шестерки, в правом тузы, мой пиар-менеджер Лао Цзы
Борис Майоров специально для Casual Friday.
«О дивный новый мир!» хочется воскликнуть, оглядывая перепаханное за год пермское медиаполе. Такой дележки активов на рынке не было, возможно, десятилетие. Новый порядок даже успел получить название – поляризация.
Как вы знаете, оппозиция и вежливый сторонник губернатора Кирилл Маркевич наперегонки взяли под контроль пять газет (с учетом свежезапущенной «Пермское времечко»), две радиостанции и телеканал. Для небольшого пермского медиарынка это ощутимая перетряска.
Поначалу покупки СМИ носили, я бы сказал, немного странный характер. Интересанты начали потрошить пермское медиастадо, начиная с самых слабых особей. Часть проданных газет вы можете, например, обнаружить в свежем рейтинге СМИ в разделе «размер аудитории от процента и ниже». Радио и телепокупки были из той же серии. И это солдаты будущих пиар-войн?
Но, спустя какое-то время началось кое-что посерьезнее. Дело в том, что медиарынок похож на любую коммуникационную сеть (собственно он и является сетью распространения новостей) и у него есть важные ключевые точки. Это как на войне – захват небольшой станции может отрезать от поставок целый фронт. И вот до таких станций добрались наши зеленые человечки: первым попался региональный «Коммерсантъ», потом радиостанция «Эхо Перми». Остались еще пара незахваченных «станций», но я уж боюсь их и называть.
И здесь, казалось бы, пора переходить к драматической части – все пропало, нет больше свободы слова…
Но нет, все не так.
Удивительно, но из-за наложения сразу нескольких процессов, рынок стал другим, но вряд ли несвободнее. Судите сами по самому мощному сегменту – телевидению: у Олега Чиркунова губернаторским каналом был Рифей, сейчас – УралинформТВ. Первый по аудитории почти в 4 раза больше второго. Поэтому, как ни странно, телерынок стал чуть более объективным.
«Эхо Перми», как считается, перешло под влияние оппозиционного губернатору депутата Дмитрия Скриванова. Но «из рук» бизнесмена и политика, губернатора Кировской области Никиты Белых. Так что, формально, хуже не стало.
На газетном рынке вообще чудеса. Из-за того, что параллельно идет передел бюджетных денег, мы получили, например, независимую от властей газету «Местное время». При прежнем губернаторе она жестко входила в его медиагруппу. Сейчас это бойкое независимое издание, между прочим, входящее в тройку самых высокотиражных. А информационную политику «Коммерсанта» контролирует московский холдинг и превратить его в «Пермское времечко», разумеется, невозможно.
Просто какой-то позитив.
Но откуда тогда у нашей новой медиасолянки этот странный привкус?
Ответ, простите, немного философский: создавая одну категорию, новые медиадеятели создали и ей противоположную. Как говорил Лао Цзы, «когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло». Создавая сторонников, мы чаще всего создаем и противников.
Если у прежнего губернатора игроки подконтрольной медиагруппы были просто чуть более своими, чем остальные СМИ, то у новой команды: кто не свои – чужие. Чужие получают заказы по остаточному признаку; за шашни с оппозицией – отлучение от любых госзаказов, как вышло с тем же «Местным временем». При любой возможности у «чужих» надо отжать рынок.
Но, как мы видели, «чужие» контролируют основную часть аудитории, они в подавляющем большинстве. И, таким образом, эта главная часть медиапространства стала для губернатора «чужой».
Это невозможно не заметить в потоке деталей – от откровенно злобных «политинформаций» в газете, до разных штучек в эфире.
А в отношении оппозиции, мощно, но недорого укомплектовавшейся СМИ, не дает покоя другой вопрос. Друзья, а вы уверены, что проблема в том, что вам негде было выступать? Вы что сказать-то хотите?
Специфика политически заряженных СМИ из любого лагеря в том, что в какой-то момент они начинают генерировать им одним ведомую и интересную «информационную повестку». Что-нибудь про льготу Газпрому, унылое коммунальное хозяйство или рост на селе. Не важно, интересно ли это хоть кому-то из читателей. Потом, они, бывает, «сходятся» в битве на лазерных мечах в своей потусторонней галактике. Потом расходятся. Хозяева договорились.
К миру нормальных людей это имеет слабое отношение.
В нормальном мире мы слушаем музыку, ждем падения рекламного рынка, наездов на интернет и лета, наконец.
Как вы знаете, оппозиция и вежливый сторонник губернатора Кирилл Маркевич наперегонки взяли под контроль пять газет (с учетом свежезапущенной «Пермское времечко»), две радиостанции и телеканал. Для небольшого пермского медиарынка это ощутимая перетряска.
Поначалу покупки СМИ носили, я бы сказал, немного странный характер. Интересанты начали потрошить пермское медиастадо, начиная с самых слабых особей. Часть проданных газет вы можете, например, обнаружить в свежем рейтинге СМИ в разделе «размер аудитории от процента и ниже». Радио и телепокупки были из той же серии. И это солдаты будущих пиар-войн?
Но, спустя какое-то время началось кое-что посерьезнее. Дело в том, что медиарынок похож на любую коммуникационную сеть (собственно он и является сетью распространения новостей) и у него есть важные ключевые точки. Это как на войне – захват небольшой станции может отрезать от поставок целый фронт. И вот до таких станций добрались наши зеленые человечки: первым попался региональный «Коммерсантъ», потом радиостанция «Эхо Перми». Остались еще пара незахваченных «станций», но я уж боюсь их и называть.
И здесь, казалось бы, пора переходить к драматической части – все пропало, нет больше свободы слова…
Но нет, все не так.
Удивительно, но из-за наложения сразу нескольких процессов, рынок стал другим, но вряд ли несвободнее. Судите сами по самому мощному сегменту – телевидению: у Олега Чиркунова губернаторским каналом был Рифей, сейчас – УралинформТВ. Первый по аудитории почти в 4 раза больше второго. Поэтому, как ни странно, телерынок стал чуть более объективным.
«Эхо Перми», как считается, перешло под влияние оппозиционного губернатору депутата Дмитрия Скриванова. Но «из рук» бизнесмена и политика, губернатора Кировской области Никиты Белых. Так что, формально, хуже не стало.
На газетном рынке вообще чудеса. Из-за того, что параллельно идет передел бюджетных денег, мы получили, например, независимую от властей газету «Местное время». При прежнем губернаторе она жестко входила в его медиагруппу. Сейчас это бойкое независимое издание, между прочим, входящее в тройку самых высокотиражных. А информационную политику «Коммерсанта» контролирует московский холдинг и превратить его в «Пермское времечко», разумеется, невозможно.
Просто какой-то позитив.
Но откуда тогда у нашей новой медиасолянки этот странный привкус?
Ответ, простите, немного философский: создавая одну категорию, новые медиадеятели создали и ей противоположную. Как говорил Лао Цзы, «когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло». Создавая сторонников, мы чаще всего создаем и противников.
Если у прежнего губернатора игроки подконтрольной медиагруппы были просто чуть более своими, чем остальные СМИ, то у новой команды: кто не свои – чужие. Чужие получают заказы по остаточному признаку; за шашни с оппозицией – отлучение от любых госзаказов, как вышло с тем же «Местным временем». При любой возможности у «чужих» надо отжать рынок.
Но, как мы видели, «чужие» контролируют основную часть аудитории, они в подавляющем большинстве. И, таким образом, эта главная часть медиапространства стала для губернатора «чужой».
Это невозможно не заметить в потоке деталей – от откровенно злобных «политинформаций» в газете, до разных штучек в эфире.
А в отношении оппозиции, мощно, но недорого укомплектовавшейся СМИ, не дает покоя другой вопрос. Друзья, а вы уверены, что проблема в том, что вам негде было выступать? Вы что сказать-то хотите?
Специфика политически заряженных СМИ из любого лагеря в том, что в какой-то момент они начинают генерировать им одним ведомую и интересную «информационную повестку». Что-нибудь про льготу Газпрому, унылое коммунальное хозяйство или рост на селе. Не важно, интересно ли это хоть кому-то из читателей. Потом, они, бывает, «сходятся» в битве на лазерных мечах в своей потусторонней галактике. Потом расходятся. Хозяева договорились.
К миру нормальных людей это имеет слабое отношение.
В нормальном мире мы слушаем музыку, ждем падения рекламного рынка, наездов на интернет и лета, наконец.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе.
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.