Тяните резину
Возле кузни «ЧирКовка» на улице Пермской в последнее время центральную площадь занимают большие чёрные скульптуры — лось и волки в натуральную величину. Сделаны они из старых покрышек, собранных на шиномонтажках и в других местах.
С этим материалом пермский скульптор Алексей Васюков работает уже второй год. Он рассказал «ТЕКСТу», как непросто ему было самостоятельно осваивать новую технику, где удаётся находить сотни покрышек и как его работы связаны с проблемой загрязнения природы.
С покрышками Алексей Васюков начал работать в 2018 году. Говорит, что захотелось попробовать материал, в котором можно было бы воплощать новые идеи. Скульптор уже имел дело с металлом, камнем, деревом. «Не все пластические и ментальные образы можно воплотить в этих материалах. Они ещё и недешёвые, а покрышки можно достать бесплатно. Кроме того, у нас в городе сложная экологическая и техногенная ситуация, и работа со старыми шинами затрагивает вопрос сохранения природы», — рассказывает Алексей.
Материал для скульптур он собирает преимущественно в точках шиномонтажа автомобилей, мотоциклов и ремонта велосипедов. Вместе с коллегами-сварщиками и кузнецами они обзванивали разные компании города, спрашивали, есть ли у них ненужные покрышки, и приезжали их забрать. В шиномонтажках рады были избавиться от хлама — сдать на утилизацию одно автомобильное колесо стоит около 300 рублей.
Нашлись старые шины и в детских садах, где с советских времён прижилась традиция делать в них клумбы. Правда, покрышки там красят в яркие цвета, но и их мастер может использовать в работе. «Мы выкорчёвывали шины из земли в долине Уинки. Русла многих рек у нас завалены покрышками. Мы вроде бы не замечаем такой проблемы, но это наносит большой урон экологии», — говорит скульптор.
Учиться создавать из шин скульптуры Алексею пришлось самостоятельно. Он бы и рад был спросить у кого-то совета и перенять опыт, но только мастеров таких в стране немного.
Много вопросов у него было о том, как резать покрышки. Большинство используют болгарку, но крутящийся на высокой скорости диск нагревает материал, и появляются вредные пары, которыми приходится дышать мастеру. Поэтому Алексей нарезает шины вручную лобзиком и мечтает создать специальный станок для резки.
«Мне пришлось самому набивать шишки во время учёбы. Первую скульптуру, трёхметрового медведя, я три месяца делал один. Нелегко было разбираться в технике, — говорит мастер. — На видео в интернете в основном какую-то ерунду делают, полезного мало. Забавно, но из интересного был небольшой кусочек телепередачи «Галилео», посвящённый теме утилизации отходов — там скульптор показывал, как делает из шин доспехи».
Накопленный опыт теперь помогает Алексею работать быстрее. Композицию из четырёх скульптур он с тремя помощниками: Александром, Анатолием и Виталием — сделал за два месяца. При этом, если на медведя у него ушло 100 покрышек, то на композицию с лосем — уже 200.
«Процесс подготовки начинается с рисунка, по которому ты затем делаешь объёмный эскиз. Я стараюсь лепить его в отношении 1 к 10, чтобы дальше просто все размеры умножать на 10 и переносить на будущий объект, — рассказывает скульптор. — Каркас варится из металла, его требуется немало, чтобы всё было прочно и надёжно — все скульптуры антивандальные, они будут стоять в парке и должны выдержать нагрузку хоть в 50 человек».
Затем на созданный каркас, в котором должны быть заложены все формы будущей скульптуры, мастер саморезами прикручивает резину. «Пара больших вёдер саморезов уходит, — уточняет он. — Нарезание и укладка шин — процесс творческий, его сложно объяснить. Подогревать материал не нужно, он достаточно пластичный, хотя требуется сила, чтобы сгибать и крепить покрышки».
Композицию с лосем Алексей сделал к Дню города Перми, и скульптуры выставили во время праздника на эспланаде. В ближайшее время лось с волками навсегда отправятся в Златоуст. Мэр этого города уже много лет приглашает к сотрудничеству команду кузни «ЧирКовка» во главе с Юрием Васильевичем Чирковым, и в Златоусте стоит немало работ пермских мастеров. Медведь из покрышек, кстати, в прошлом году тоже уехал именно туда.
О том, что в Перми мастер делает скульптуры из покрышек, узнаёт всё больше людей, и «ЧирКовка» уже получает новые заказы. Недавно, например, мастеров попросили изготовить огромного мамонта.
Сам Алексей мечтает о том, чтобы сделать несколько работ, которые демонстрировали бы проблему загрязнения природы старыми покрышками. Чтобы сам материал рассказывал горожанам о том, какую опасность он несёт для экологии, если не позаботиться вовремя о его утилизации.
С этим материалом пермский скульптор Алексей Васюков работает уже второй год. Он рассказал «ТЕКСТу», как непросто ему было самостоятельно осваивать новую технику, где удаётся находить сотни покрышек и как его работы связаны с проблемой загрязнения природы.
Люди с радостью отдают старые покрышки
С покрышками Алексей Васюков начал работать в 2018 году. Говорит, что захотелось попробовать материал, в котором можно было бы воплощать новые идеи. Скульптор уже имел дело с металлом, камнем, деревом. «Не все пластические и ментальные образы можно воплотить в этих материалах. Они ещё и недешёвые, а покрышки можно достать бесплатно. Кроме того, у нас в городе сложная экологическая и техногенная ситуация, и работа со старыми шинами затрагивает вопрос сохранения природы», — рассказывает Алексей.
Материал для скульптур он собирает преимущественно в точках шиномонтажа автомобилей, мотоциклов и ремонта велосипедов. Вместе с коллегами-сварщиками и кузнецами они обзванивали разные компании города, спрашивали, есть ли у них ненужные покрышки, и приезжали их забрать. В шиномонтажках рады были избавиться от хлама — сдать на утилизацию одно автомобильное колесо стоит около 300 рублей.
Нашлись старые шины и в детских садах, где с советских времён прижилась традиция делать в них клумбы. Правда, покрышки там красят в яркие цвета, но и их мастер может использовать в работе. «Мы выкорчёвывали шины из земли в долине Уинки. Русла многих рек у нас завалены покрышками. Мы вроде бы не замечаем такой проблемы, но это наносит большой урон экологии», — говорит скульптор.
Спросить совета было не у кого
Учиться создавать из шин скульптуры Алексею пришлось самостоятельно. Он бы и рад был спросить у кого-то совета и перенять опыт, но только мастеров таких в стране немного.
Много вопросов у него было о том, как резать покрышки. Большинство используют болгарку, но крутящийся на высокой скорости диск нагревает материал, и появляются вредные пары, которыми приходится дышать мастеру. Поэтому Алексей нарезает шины вручную лобзиком и мечтает создать специальный станок для резки.
«Мне пришлось самому набивать шишки во время учёбы. Первую скульптуру, трёхметрового медведя, я три месяца делал один. Нелегко было разбираться в технике, — говорит мастер. — На видео в интернете в основном какую-то ерунду делают, полезного мало. Забавно, но из интересного был небольшой кусочек телепередачи «Галилео», посвящённый теме утилизации отходов — там скульптор показывал, как делает из шин доспехи».
Пара вёдер саморезов для творчества
Накопленный опыт теперь помогает Алексею работать быстрее. Композицию из четырёх скульптур он с тремя помощниками: Александром, Анатолием и Виталием — сделал за два месяца. При этом, если на медведя у него ушло 100 покрышек, то на композицию с лосем — уже 200.
«Процесс подготовки начинается с рисунка, по которому ты затем делаешь объёмный эскиз. Я стараюсь лепить его в отношении 1 к 10, чтобы дальше просто все размеры умножать на 10 и переносить на будущий объект, — рассказывает скульптор. — Каркас варится из металла, его требуется немало, чтобы всё было прочно и надёжно — все скульптуры антивандальные, они будут стоять в парке и должны выдержать нагрузку хоть в 50 человек».
Затем на созданный каркас, в котором должны быть заложены все формы будущей скульптуры, мастер саморезами прикручивает резину. «Пара больших вёдер саморезов уходит, — уточняет он. — Нарезание и укладка шин — процесс творческий, его сложно объяснить. Подогревать материал не нужно, он достаточно пластичный, хотя требуется сила, чтобы сгибать и крепить покрышки».
Скульптуры расскажут о проблемах экологии
Композицию с лосем Алексей сделал к Дню города Перми, и скульптуры выставили во время праздника на эспланаде. В ближайшее время лось с волками навсегда отправятся в Златоуст. Мэр этого города уже много лет приглашает к сотрудничеству команду кузни «ЧирКовка» во главе с Юрием Васильевичем Чирковым, и в Златоусте стоит немало работ пермских мастеров. Медведь из покрышек, кстати, в прошлом году тоже уехал именно туда.
О том, что в Перми мастер делает скульптуры из покрышек, узнаёт всё больше людей, и «ЧирКовка» уже получает новые заказы. Недавно, например, мастеров попросили изготовить огромного мамонта.
Сам Алексей мечтает о том, чтобы сделать несколько работ, которые демонстрировали бы проблему загрязнения природы старыми покрышками. Чтобы сам материал рассказывал горожанам о том, какую опасность он несёт для экологии, если не позаботиться вовремя о его утилизации.
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.