Туда и суда. Археолог Григорий Головчанский – о найденном в Прикамье «дворце на воде», флотилии Колчака и скрытых под водой древностях

Они ищут затопленные суда: ныряют в Каму, Сылву и Чусовую, запускают дроны, чтобы рассмотреть реки с высоты, находят «следы» кораблей в архивах. Четыре года назад в Пермском крае стартовало новое направление исследований – подводная археология. Она объединила ученых из Камской археологической экспедиции, Уральского центра подводных исследований и Центра подводных исследований «Русского географического общества».

Они начали с поиска затонувших кораблей, но сфера интересов ученых гораздо шире: это жилищные конструкции и прочие объекты, оказавшиеся под водой. Последних немало – в середине прошлого века, после запуска Камской и Воткинской ГЭС, многие археологические памятники, находящиеся на берегах Камы и Чусовой, были затоплены. 

Прошлой осенью в Пермском краеведческом музее состоялась лекция кандидата исторических наук, доцента кафедры истории и археологии ПГНИУ Григория Петровича Головчанского «Подводная археология в Пермском крае: задачи и перспективы». Он рассказал о том, как местные рыбаки помогли обнаружить «роскошный» колесный пароход «Вера Фигнер», что стало с флотилией Колчака в левшинском порту и какие древности могут скрывать водоемы Прикамья. 




Как в Прикамье обнаружили «дворец на воде»


«Роскошный», «настоящий дворец на воде», - так исследователи из «Русского географического общества» говорят о колесном пароходе «Вера Фигнер», который обнаружили в низовье реки Сылвы в декабре 2020 года. Судно стало сенсацией подводных поисков сезона 2020-2021. У парохода оказалась насыщенная история: построенное в 1904 году, оно сперва ходило под именем «Екатерина», потом «Харина», а после Революции носило имя «Вера Фигнер». Во времена Великой Отечественной войны пароход помогал эвакуировать население из Сталинграда и Ленинграда. В 50-х годах «бегал» по Каме недалеко от Перми, потом его передали «Пермскому телефонному заводу» и осенью 1966 при невыясненных обстоятельствах он затонул. 

О том, что в дне в низовьях Сылвы, находится крупный объект, исследователям рассказали местные рыбаки: там постоянно цеплялись блесна и рвались сети. Погружаться к объекту решили в декабре: вода зимой прозрачней, чем летом. «Судно погибло внезапно, мы под водой это увидели. После того, как оно затонуло, его пытались поднять – там есть следы подъема. Его пытались выдернуть краном из ила, но в результате отломился нос, и оно распалось на части», - рассказал Григорий Головчанский.

Сейчас исследователи решают, как именно поднять пароход: судно лежит на дне с полными баками мазута, который периодически выдавливает на поверхность. За десятки лет под водой мазут образовал «пузырь», который при поднятии парохода может лопнуть. «Возможно, будет частичный подъем фрагментов и их музеефикация», - объяснил Григорий Головчанский. По его словам, работа с пароходом – долгая история и о его подъеме в этом году речи не идет.
Всего за сезон 2020 – 2021 года исследователи обнаружили более 40 подводных объектов вблизи Перми. Обследовали четыре: кроме «Веры Фингер», это рудовоз второй половины XIX века, деревянная баржа начала XX века и судно начала XX, погибшее около левшинского порта в Гражданскую войну.

Что стало с флотилией Колчака


Затонувшая флотилия Колчака, пожалуй, главный предмет исследований ученых в прошлом году. По легенде кораблей было 200, а в реальности – 94-96. «Все знают историю и рожденную на ее базе легенду. Июнь 1919 на Каме, действует флотилия белых, 6 броненосных катеров, несколько миноносцев, они действует успешно, но приходится уходить. Идет эвакуация колчаковских отрядов, суда подходят к Левшинской пристани и в конце июня 1919 случается пожар, в результате которого корабли сгорели», - рассказал Григорий Головчанский. Однако не все корабли лежат сегодня на дне – в 20-х годах некоторые суда удалось поднять со дна и отремонтировать. Некоторые части с кораблей поднимали и сдавали на металлолом. Поднятых со дна судов было меньше, чем затонувших. Поэтому ученые рассчитывали что-то найти. 

Исследовав прошлой осенью дно левшинского порта, они обнаружили старый пирс и корабли. Распавшиеся на части, лежащие на боку, замытые илом, - их оказалось очень много. Исследователи погружались к двум кораблям: землечерпалке и бронированному судну с мощными открытыми трюмами. Им оказался паровой деревянный корабль с машинным отделением. Его борта на скорую руку были укреплены броневыми щитами. Так укрепляли гражданские корабли, которые участвовали в Гражданской войне.





Другой корабль, предположительно, землечерпалка, пострадал от взрыва. Ученые предполагают, что его взорвали отряды Красной армии, когда покидали город. «Борта корабля вывернуты наружу. Думаю, взрыв был внутри и после этого он утонул», - говорит Григорий Головчанский.

Древности на дне водоемов Прикамья


Обнаруженные на дне рек корабли ждут исследователей. Следующий этап работы и планы на этот год – подводные археологические раскопки. «Мы ищем источники финансирования. Коллеги из «Русского географического общества» посчитали наши результаты значимыми и планируют с нами сотрудничать по <исследованию> акватории Пермского края. Это Кама, Чусовая, Сылва, малые реки, озера, пруды», - рассказал Григорий Головчанский. 

На дне водоемов можно обнаружить не только корабли XVIII-XIX века, но и средневековые, и еще более древние судна, и другие объекты – речной ил отлично сохраняет дерево. Археологам интересно исследовать закрытые водоемы и старицы – прежние русла рек. Например, Чашкинское озеро около Березников, Орел-городок, Нижние Чусовские городки, Дедюхин – будущие Березники, Чермоз, Ильинский и другие населенные пункты, оказавшиеся в зоне затопления. «Работы огромное количество. Надеюсь, что <она> не заглохнет», - говорит Григорий Головчанский.

Будущее подводной археологии он видит так: необходимо полное детальное обследование всех акваторий Прикамья, выявление, описание найденных объектов, их «посадка» на карту и изучение. 
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости