Цифровая политика: как технологии решают острые городские конфликты

В ноябре Алессандра Орофино приехала в Институт «Стрелка», чтобы рассказать о своем проекте и городском активизме. Она поделилась со слушателями опытом организации и проведения кампаний, направленных на реальные социальные перемены в городах, начиная от противодействия сносу местной школы и заканчивая инициативой по созданию специального полицейского подразделения для поиска пропавших без вести. 

Проект Алессандры позволяет жителям Рио объединяться вокруг важных локальных проблем и менять ситуацию к лучшему. «Городской конструктор» публикует сокращенный перевод лекции, опубликованный в Strelka Magazine.


Проблема неравенства в городах



В городах все острее встает проблема неравенства. Последние показатели, озвученные на Всемирном экономическом форуме, подтверждают наше давнее опасение: на сегодняшний день 50 процентов мирового богатства сосредоточено в руках людей, составляющих один процент населения Земли. Также значителен вклад городов в проблему глобального потепления и повышенного потребления энергии.

В Южной Америке, откуда я родом, более 80 процентов населения живет в городах. В воображении многих Латинская Америка — это сельская местность с прекрасными пляжами, но в реальности большая часть нашего континента урбанизирована. Мой город — Рио-де-Жанейро — один из городов-лидеров по уровню социального неравенства. Мои предки по материнской и отцовской линии переехали в Рио во время Второй мировой из Италии и Испании. Итальянская половина семьи была достаточно зажиточной и жила в шикарном доме на побережье в районе Копакабана. Это, конечно, было до того, как его полностью застроили небоскребами. Испанская же половина семьи была, наоборот, бедной, и после переезда в Бразилию их положение лучше не стало: они проживали в Гражау — достаточно бедном районе, расположенном в наименее благополучной северной части Рио. 

Навещая своих дедушку и бабушку, живших в Гражау, я будто оказывалась в другом мире, хотя жила всего в часе езды от них. В детстве эта разница казалась мне безумной: как эти миры могли просто так сосуществовать, практически не пересекаясь? Я училась в частной школе и почти все мои одноклассники были либо французскими экспатами, либо детьми богатых бразильцев. И когда я упоминала Гражау, они всегда спрашивали меня: «А где это? Никогда не слышал о таком районе». И это при том, что плотность населения там одна из самых высоких в Рио — 10 процентов жителей города проживают именно в Гражау.


Кризис репрезентации


Одна из причин неравенства и многих других социальных проблем — тотальный кризис репрезентации. Даже в условиях самых либеральных режимов люди все больше испытывают отчуждение по отношению к институтам демократии. Показатели явки на выборах достигли исторического минимума. Особенно пугает пример Лос-Анджелеса: там менее четверти всех зарегистрировавшихся избирателей явились на недавние выборы мэра. А ведь это Соединенные Штаты, где люди гордятся прозрачностью и честностью избирательного процесса. Я считаю, что главная угроза демократии — не авторитарные государства, а люди, которые от нее отворачиваются и перестают бороться за светлое будущее общества.


Говоря об этих глобальных вызовах и проблемах, которые нам преподносятся, как глобальные, мы не должны забывать о том, что именно города находятся на передовой линии этой борьбы.


Что такое MEU RIO?


Мы большое сообщество жителей Рио, объединенное борьбой за социальные перемены и изменение городской политики. Мы разработали платформы для социального активизма, такие как Legislando, Pressure Cooker, Multitude и другие. Наша деятельность сконцентрирована в Бразилии, поэтому у платформ нет английской версии, но любой может почитать о нашей деятельности на сайте ourcities.org


Инструменты и методы Meu Rio доступны всем, нашей деятельности чужд элитизм. Все жители Рио могут пользоваться Meu Rio, более того, 50 процентов всех кампаний инициируются жителями северной части Рио — самой бедной и плотно населенной. Из них успешными становятся лишь около 15 процентов, но именно эти победы гарантируют вовлеченность людей. Жители понимают, что, мобилизовавшись, подключив свою семью, соседей, они получат шанс на необходимые перемены. Конгрессмены также имеют доступ к нашим платформам; например, Legislando — инструмент для коллективного написания поправок и дополнений в законодательство — достаточно широко ими используется. Если кто-то из парламентариев хочет предложить на рассмотрение новый законопроект, он может просто разместить его онлайн и подключить граждан к его написанию — это значительно повышает народную поддержку той или иной инициативы.



Четкие принципы и системы ценностей


1. Отсутствие одной конкретной цели

У нас нет какой-то одной цели, задачи, результата, которого мы хотим добиться, но мы точно выступаем против любой дискриминации и притеснений и разделяем установку на устойчивое развитие и демократию. Наша платформа не поддержит инициатив, направленных на усиление неравенства, пагубных с экологической точки зрения или направленных на борьбу с институтами демократии.

2. Борьба за права женщин

Мы также приверженцы феминизма, и, несмотря на бытующее мнение, это движение сейчас на подъеме. Среди представителей нашего поколения куда больше женщин идентифицируют себя с феминизмом, чем в поколении наших родителей. Феминисток сейчас почти так же много, как в 1950-1960-е годы, во время второй волны движения.

3. Совместное потребление

Пятьдесят процентов наших членов — миллениалы — поколение, куда менее озабоченное обладанием материальными ценностями и заинтересованное в первую очередь в легком доступе к услугам. Нам не обязательно приобретать личный автомобиль для того, чтобы добраться из пункта А в пункт Б. Главное, чтобы путешествие было минимально затратным и максимально быстрым. Именно по этой причине каршеринг и байкшеринг, а также сервисы вроде Uber так популярны. Это абсолютно точно поколенческий фактор, затрагивающий, как мне кажется, все, включая политические процессы.



4. Гражданская вовлеченность

Наше поколение куда более вовлечено в гражданскую активность, нежели поколение наших родителей и дедов: сегодня молодые люди хотят участвовать в строительстве городов будущего и общества будущего. Мы хорошо ориентируемся в сложноустроенной реальности современной жизни, не делим мир на черное и белое, искренне верим, что у нас есть общее дело, миссия и что начинать надо именно с городов.

5. Решение локальных проблем

У нас нет задачи повлиять на политические процессы на уровне верховной власти. В прошлом у нас были кампании, направленные на федеральные власти, но только в том случае, если на локальном уровне решения достичь было невозможно. Бывает так, что решение по проблеме в конкретном городе, районе может принять только президент или, к примеру, Международный олимпийский комитет. Но в целом желания заниматься активизмом в масштабе всей страны у нас нет. Во-первых, потому что мы по-настоящему верим в города — именно горожане обладают необходимым объемом знаний о проблемах и вызовах, с которыми сталкиваются, а также о возможных способах их решения. Город — идеальная площадка для вовлечения граждан. Во-вторых, мы предпочитаем не проводить кампаний на национальном уровне, потому что именно они оказываются самыми противоречивыми и поляризующими мнения, а также имеют большой политический вес — могут даже повлиять на исход выборов. Для того чтобы сохранить доверие членов Meu Rio и легитимность нашего статуса в качестве локальных активистов, а не партии, рвущейся к власти, мы стараемся избегать любой деятельности, имеющей серьезный политический вес.

Именно поэтому, когда мы говорим, что хотим принести нашу платформу в новые города, мы не имеем в виду, что в результате «Мой Рио» превратится в «Мою планету» — напротив, мы за то, чтобы было много «Моих городов» в разных странах, чтобы люди в Берлине, Нью-Йорке, Париже, Найроби, Нью-Дели могли пользоваться этими технологиями. Связанные в единую сеть и работающие вместе, но занимающиеся в первую очередь локальными проблемами.


Читать полную версию в Strelka Magazine.

«Городской конструктор» существует уже полтора года. Наша география становится все шире (восемнадцать городов!), а планы — все больше. Мы хотим лучше узнать вас, чтобы делать материалы интереснее и полезнее. Пожалуйста, расскажите о себе и своих интересах в нашей анкете (займет три минуты). Приятный бонус — 10% скидка на годовую подписку онлайн-школы городских предпринимателей Vector всем, кто заполнит анкету.


Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка».

Фотографии: iStock.

 

Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости