Трамвай-желание
За 90 лет работы пермского трамвая было множество официальных и неофициальных проектов расширения трамвайной системы. Некоторые из них были реализованы, другие так и «остались на бумаге».
По просьбе ТЕКСТа Государственный архив Пермского края предоставил информацию, какие трамвайные проекты планировались, но так и не были реализованы в Перми:
Трамвай перед мостом в районе Пермского завода имени Ф.Э.Дзержинского. 1935 г.
1. Трамвай в Кировском районе. Принципиальное решение о строительстве трамвайной линии в Кировском районе Перми было принято в 1958 году. Она должна была пройти от станции Курья до станции Химград по улицам Калинина и Маршала Рыбалко. Трамвайное депо и электроподстанцию планировалось разместить в Январском посёлке.
Что интересно, официальные проекты не предполагали связь трамвайной линии в Кировском районе с остальной трамвайной системой Перми. В 1961 году предполагаемое место для размещения трамвайного депо было перенесено ближе к заводу им. Кирова, к станции Химград. Однако, проект трамвайной системы в Кировском районе так и не был реализован.
Трамваи серии Х, переоснащенные под грузовые и санитарные вагоны в годы Великой Отечественной войны. 1940-ые гг.
2. Линия Шпальный-Верхние Муллы. 19 августа 1940 года Молотовским горисполкомом по представлению завода им. Сталина был принято решение о строительстве трамвайной линии Шпальный (ныне - Парковый) – Верхние Муллы, проходящей вдоль реки Мулянка и западной окраины Черняевского леса. К началу февраля 1941 года строительство линии так и не было начато, поэтому отвод земли под трамвайную линию и тяговую подстанцию был аннулирован.
Вид трамвая и трамвайной остановки в Перми. 1950-е г.
3. Линия через микрорайоны Южный и Владимирский. 23 октября 1958 года Пермским горисполкомом было принято решение о проектировании трамвайной линии, связывающей Городские горки с заводом им. Октябрьской Революции (позже известен как «Велта»), у которого уже была трамвайная связь с центром города. Для проектных изысканий предлагались два варианта. Первый - по улицам Пихтовой, Краснополянской, и Серпуховской (через микрорайон Владимирский). Второй - по улице Чкалова (близко к современному мостовому переходу Старцева — Чкалова).
Эту линию так и не построили, однако строительство автомобильно-пешеходных мостовых переходов через Егошиху в последующие десятилетия (кроме упомянутого выше – также Северной, Южной и Средней дамб) несколько уменьшило остроту вопроса связности Мотовилихинского района Перми с Ленинским и Свердловским.
Трамваи серии КТМ-1 в депо Балатово. Общий вид. 1960-ые гг.
4. Скоростной трамвай. Скоростным трамваем в официальных документах в позднесоветское время называлась трамвайная линия в Осенцовскую промзону. Однако, 28 октября 1965 года Пермский горисполком принял решение о строительстве скоростной трамвайной линии по маршруту: Химкомплекс – Осенцы – ТЭЦ-9 – ул. Мира – ул. Советской Армии – путепровод через Транссибирскую магистраль – ул. Яблочкова – Хлебозаводский проезд – ул. Серпуховская – ул. Пихтовая – ул. 2-я Запорожская – бульвар Гагарина – ул. Макаренко.
Линия по улицам Мира и Промышленной тогда уже существовала, а трамвайный маршрут через микрорайоны Владимирский и Южный практически повторяется с линией бульвар Гагарина – ул. Героев Хасана. Путепровод через железную дорогу в створе ул. Советской Армии так и не был реализован.
История трамвая в Перми
Трамвайная сеть была запущена в Перми 7 ноября 1929 года. Первой работающей трамвайной линией стал маршрут Мотовилиха – ул. Красноуфимская (Куйбышева). Крупнейшее строительство трамвайных линий пришлось на конец 1950-х, именно в этот период были открыты новые трамвайные депо – «Красный Октябрь» и «Балатово». Тогда же серьёзно обсуждались так и нереализованные проекты расширения трамвайной системы. В 1960-е годы развитие трамвая в Перми продолжилось. В 1967 году открыли мост через Каму, на нём предусмотрительно сделали трамвайные пути.
1970-1980-е гг. можно назвать периодом расцвета пермского электротранспорта, когда трамвайная система имела максимальный километраж линий и количество маршрутов, по некоторым из которых работали трёхвагонные сцепки. На 14–15 маршрутов выходили одинаковые бело-красные КТМ-5.
Трамвайный парк в м_р Балатово 1988 г.
По просьбе ТЕКСТа Государственный архив Пермского края предоставил информацию, какие трамвайные проекты планировались, но так и не были реализованы в Перми:
Трамвай перед мостом в районе Пермского завода имени Ф.Э.Дзержинского. 1935 г.
1. Трамвай в Кировском районе. Принципиальное решение о строительстве трамвайной линии в Кировском районе Перми было принято в 1958 году. Она должна была пройти от станции Курья до станции Химград по улицам Калинина и Маршала Рыбалко. Трамвайное депо и электроподстанцию планировалось разместить в Январском посёлке.
Что интересно, официальные проекты не предполагали связь трамвайной линии в Кировском районе с остальной трамвайной системой Перми. В 1961 году предполагаемое место для размещения трамвайного депо было перенесено ближе к заводу им. Кирова, к станции Химград. Однако, проект трамвайной системы в Кировском районе так и не был реализован.
Трамваи серии Х, переоснащенные под грузовые и санитарные вагоны в годы Великой Отечественной войны. 1940-ые гг.
2. Линия Шпальный-Верхние Муллы. 19 августа 1940 года Молотовским горисполкомом по представлению завода им. Сталина был принято решение о строительстве трамвайной линии Шпальный (ныне - Парковый) – Верхние Муллы, проходящей вдоль реки Мулянка и западной окраины Черняевского леса. К началу февраля 1941 года строительство линии так и не было начато, поэтому отвод земли под трамвайную линию и тяговую подстанцию был аннулирован.
Вид трамвая и трамвайной остановки в Перми. 1950-е г.
3. Линия через микрорайоны Южный и Владимирский. 23 октября 1958 года Пермским горисполкомом было принято решение о проектировании трамвайной линии, связывающей Городские горки с заводом им. Октябрьской Революции (позже известен как «Велта»), у которого уже была трамвайная связь с центром города. Для проектных изысканий предлагались два варианта. Первый - по улицам Пихтовой, Краснополянской, и Серпуховской (через микрорайон Владимирский). Второй - по улице Чкалова (близко к современному мостовому переходу Старцева — Чкалова).
Эту линию так и не построили, однако строительство автомобильно-пешеходных мостовых переходов через Егошиху в последующие десятилетия (кроме упомянутого выше – также Северной, Южной и Средней дамб) несколько уменьшило остроту вопроса связности Мотовилихинского района Перми с Ленинским и Свердловским.
Трамваи серии КТМ-1 в депо Балатово. Общий вид. 1960-ые гг.
4. Скоростной трамвай. Скоростным трамваем в официальных документах в позднесоветское время называлась трамвайная линия в Осенцовскую промзону. Однако, 28 октября 1965 года Пермский горисполком принял решение о строительстве скоростной трамвайной линии по маршруту: Химкомплекс – Осенцы – ТЭЦ-9 – ул. Мира – ул. Советской Армии – путепровод через Транссибирскую магистраль – ул. Яблочкова – Хлебозаводский проезд – ул. Серпуховская – ул. Пихтовая – ул. 2-я Запорожская – бульвар Гагарина – ул. Макаренко.
Линия по улицам Мира и Промышленной тогда уже существовала, а трамвайный маршрут через микрорайоны Владимирский и Южный практически повторяется с линией бульвар Гагарина – ул. Героев Хасана. Путепровод через железную дорогу в створе ул. Советской Армии так и не был реализован.
История трамвая в Перми
Трамвайная сеть была запущена в Перми 7 ноября 1929 года. Первой работающей трамвайной линией стал маршрут Мотовилиха – ул. Красноуфимская (Куйбышева). Крупнейшее строительство трамвайных линий пришлось на конец 1950-х, именно в этот период были открыты новые трамвайные депо – «Красный Октябрь» и «Балатово». Тогда же серьёзно обсуждались так и нереализованные проекты расширения трамвайной системы. В 1960-е годы развитие трамвая в Перми продолжилось. В 1967 году открыли мост через Каму, на нём предусмотрительно сделали трамвайные пути.
Новый трамвай дар акционеров Пермкокомбанка на улицах города Перми. 1992.
1970-1980-е гг. можно назвать периодом расцвета пермского электротранспорта, когда трамвайная система имела максимальный километраж линий и количество маршрутов, по некоторым из которых работали трёхвагонные сцепки. На 14–15 маршрутов выходили одинаковые бело-красные КТМ-5.
Трамвайный парк в м_р Балатово 1988 г.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.