Теодор Курентзис разрушил застывший облик Зальцбургского фестиваля, - европейские СМИ

Оркестр и хор musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса начали свое выступление на Зальцбургском фестивале — 2017. В воскресенье, 23 июля, они исполнили «Реквием» Моцарта и приняли участие в камерном концерте, где прозвучали произведения Дмитрия Шостаковича и Альфреда Шнитке. Австрийские критики и журналисты приняли российских музыкантов восторженно.

Десятки анонсов, рецензий и комментариев в европейской прессе сопровождают выступление пермских музыкантов на Зальцбургском фестивале. Журналисты подчеркивают особую атмосферу концертов, точность и чистоту исполнения, отмечают новизну и радикальность прочтения Курентзисом «Реквиема» Моцарта и обращают внимание на оригинальный облик маэстро.

Австрийское информационное агентство APA первым отреагировало на воскресный концерт musicAeterna рецензией под названием «Стоячие овации для Теодора Курентзиса на фестивале» и, вероятно, задало тон последующим публикациям.

«Одним только своим появлением Теодор Курентзис разрушает застывший облик Зальцбургского фестиваля. Своими узкими джинсами, красными шнурками и стрижкой андеркат он определенно напоминает рок-звезду среди дирижеров. Также и с точки зрения музыки дух рок-н-ролла парит в Фельзенрайтшуле (основная концертная площадка фестиваля – прим. ред.), поскольку стиль Курентзиса энергичный и прежде всего освежающий», — пишет агентство.

«Все начинается динамично и сильно. После нескольких тактов очевидно: это не будет скорбная, медленная заупокойная месса. Вступление вызывает скорее ощущение менуэта в приподнятом настроении. Курентзис не оставляет времени на пафос, его «Реквием» исключительно чистый и аккуратный. Таков же и хор musicAeterna — точный и ясный», — так описывает концерт APA и заключает: «феномен Теодора Курентзиса воодушевил Зальцбург. Публика принимает его «на ура». Курентзис тоже выглядит удовлетворенным, обнимает почти каждого музыканта. Этот дебют как яркая вспышка».

Примерно в таком же духе высказались и другие австрийские СМИ. Так, крупнейшая австрийская газета Wiener Zeitung сравнивает выступление оркестра musicAeterna с церковным обрядом и описывает происходящее как некий акт «высочайшего единодушия и точности, пленительной ясности, абсолютного отречения и трансцендентности».

«В своих черных в пол облачениях они напоминают скорее монашеский орден, чем оркестр. Единственная цветная деталь — это красные шнурки на ботинках маэстро», — замечает автор текста Джудит Бельфких.

«Этот Моцарт — радикальный, бескомпромиссный и неизбежный, однако не допускающий произвольности. Вечный свет не знает покоя, он спешит дальше от вечности к вечности. Чувственности и приземленности здесь нет места. <…> Курентзис при этом — объединяющий центр, он держит в руках все музыкальные нити, артикулирует каждый слог вместе с хором. То, что Моцарт при этом оказывается зажатым в тиски, не давая музыке пространства для текучести или дыхания, — просто легкая тень на захватывающем дух концерте», — резюмирует издание.

Одна из крупнейших австрийских газет — Zalzburger Nachrichten — в статье под заголовком «Теодор Курентзис дирижирует «Реквием» Моцарта: ритуал в черном» обращает внимание на атмосферу концерта, удивляется несколько непривычному для академичной публики визуальному решению: «музыканты и певцы вышли на сцену в черных монашеских одеяниях» и играли стоя, — и тоже сравнивает исполнение «Реквиема» с ритуалом.

«Для исторически подкованного слушателя — программка это подтверждает — от мифического посланца, который якобы заказал это произведение, — здесь осталась только черная одежда. И нечто красное на ботинках долговязого дирижера, что служит небольшой выразительной деталью. <…> Изрядная доля театральности служит для создания атмосферы. И она — что самое главное — не помеха отшлифованному музыкальному очертанию», — отмечают Zalzburger Nachrichten.

В заключение автор статьи Дерек Вебер отмечает, что Зальцбург встретил маэстро ликованием и называет его работу «исключительным явлением», «обогатившим европейскую музыкальную сцену».

«Дирижер обостряет то, что его предшественники в области исторического музицирования нарабатывали десятилетиями, более того, придает ему легкость, которая довольно редко встречается. Посмотрим, что будет происходить дальше, и в каких областях Курентзис еще сумеет выявить нечто новое. Возможность для этого еще будет у него этим летом в Зальцбурге. В любом случае Курентзис, если не придавать значения его образу и Гофмановским чертам, совершенно исключительное явление, которое из российско-сибирского небытия пришло на Запад и обогатило местную музыкальную сцену», — пишет издание.

Зальцбургский фестиваль в этом году проходит с 21 июля по 30 августа. Впервые в истории фестиваля основную – оперную – программу открывают российские музыканты. Теодор Курентзис, оркестр и хор musicAeterna и американский режиссер Питер Селларс представят публике оперу Моцарта «Милосердие Тита». Премьера состоится 27 июля. Ожидается, что фестиваль посетят около 260 тысяч человек.
Александр Волков (интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости