«Тенденции меняются»

После долгого затишья пермский рынок торговой недвижимости ожидает встряска.  В течение двух лет будут сданы сразу два крупных объекта. Это первая очередь многофункционального центра «Эспланада», которую начали строить на месте бывшей кондитерской фабрики. В ней расположатся 10-зальный кинотеатр, развлекательный центр, fashion-галерея, зона ресторанов и подземный паркинг.

Второй объект — ТРК «Планета» на Шоссе Космонавтов, который станет крупнейшим ТРК в Приволжском федеральном округе. По площади каждый из этих проектов почти вдвое больше нынешнего лидера - ТРК «СемьЯ». 



МФЦ «Эспланада», проект

ТЕКСТ спросил у экспертов, как новые объекты изменят пермский рынок, будут ли «Планета» и «Эспланада» конкурировать между собой и  станет ли эта волна ввода — последней.

Алексей Ананьев, генеральный директор ООО «Агентство недвижимости «Респект»:

Несомненно, все торговые центры будут конкурировать между собой. Но местоположение у «Семьи» и «Столицы» предпочтительнее  с точки зрения логистики, удобства, узнаваемости и привычек потребителей. Новым торговым центрам придется делать разные мероприятия, чтоб привлечь посетителей.  

В Перми давно ничего не строилось в таких масштабах, и как поведет себя рынок с точки зрения цены аренды, не ясно. По количеству торговых площадей на 1 тысячу населения мы отстаем от всех городов-миллионников. Можно еще строить и строить, но насколько платежеспособное население готово сегодня потреблять — хороший вопрос, ведь тенденции меняются. Тот же «Алмаз» начинает пустовать, арендные и продажные ставки снижаются, а заполнить арендаторами его не могут. Может быть, торговых площадей уже достаточно. Может быть, нужны качественные торговые площади — люди приходят в торговые центры отдыхать, возможно, «Алмаз» уже морально устарел. А новые торговые центры, возможно, привлекут посетителей. Но мы это узнаем, когда они откроются. 

Они могут привлечь интересные бренды, но вопрос — обеспечат ли они проходимость. Долгое время в Перми ничего не строилось и предпочтения покупателей сложились, смогут ли торговые центры эти предпочтения переломить — вопрос к ним. То, насколько новые торговые центры будут заполнены покупателями, во многом будет зависеть от стратегии их привлечения. Какой она будет? Этого мы еще не знаем.



ТРК «Планета», проект

Елена Денисова, гендиректор «Труменс-Групп» (управляет ТЦ «Галерея», «Пассаж №3», БЦ «Сота», ТЦ «Арктик Холл»):

Новые торговые центры оттянут на себя покупательские потоки. МФЦ «Эспланада»  уменьшит трафик у объектов, которые находятся в непосредственной близости: у «Колизея», у «Айсберга», частично — у ТРК «СпешиLove». Это логично, потому что МФЦ строится современным, у него будет отдельная парковка, пятизвездочная гостиница, что даст дополнительный трафик. Будут федеральные операторы, в том числе новые, которых не было в городе.  Это будет серьезная история как с оттоком арендаторов, так и с оттоком посетителей.

Что касается «Планеты», то она расположена в другой части города, и думаю, что серьезных изменений не будет. Под удар может попасть «Столица», но это разные форматы, потому что «Столица» и «Новая Столица»  — это районные торговые центры. Трафик у них «окружной», думаю, он не уменьшится,  а ТРК «Планета»  —  это центр регионального масштаба. Поэтому серьезной конкуренции не будет. К тому же в «Столице» столице многие операторы купили помещения в собственность, например, «Семья», «Спортмастер», «Л'Этуаль», они останутся. 

В ТРК «Планета» потянутся люди со всего города, думаю, они будут ездить, но не знаю, как там обстоят дела с развязкой и транспортной доступностью. Это место на сегодняшний день достаточно перегружено. Если будет грамотно сделана транспортная развязка, то трафик будет со всего города, а если нет, то люди еще подумают, ехать ли туда. У «Планеты» есть несколько ожидаемых арендаторов, известных, которых в Перми еще нет, и это подстегнет интерес.  А насколько он будет устойчивым, будет зависеть от транспортной доступности и комфортной парковки.  

Думаю, введение большого количества торговых площадей торговых повлияет на арендные ставки близлежащих торговых центров в сторону понижения. Все равно будет такая ситуация, что операторы будут стремиться к более сильному новому игроку, а  торговым центрам придется удерживать интерес существующих арендаторов. Трафики просто перераспределятся в сторону новых торговых центров. Скорее всего, у существующих торговых центров будет работа, связанная с удержанием арендаторов. 

Дмитрий Зорин, директор агентства недвижимости Red brick: 

Интернет-торговля прогрессирует. Торговые центры, которые есть в городе, сегодня не все загружены, в некоторых этажи выше второго уже начинают пустеть.  Думаю, в течение десятилетия рынок поменяется и, возможно, некоторые крупные торговые центры и сети гипермаркетов будут вынуждены потихоньку закрыть свои магазины в городах, например, там, где они неудачно «встали». Возможно, в спальных районах еще построят один-два торговых центра. Сейчас все переходят на продажи в интернете. Мы помним, как в 2011 году интернет-рынок только начал развиваться, люди покупали и боялись не угадать с размером, а сейчас уже приспособились. Прошла десятилетка. 

Думаю, многие известные бренды выберут площадку и там, и там (в «Планете» и в «Эспланаде», - прим. ред.), это неодинаковые места.  Знаю, что некоторые представители крупных торговых сетей так уже сделали. Потому что «Планета» и МФЦ «Эспланада» не конкурируют, а дублируют друг друга. Один — в центре, другой — в спальном районе. 
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости