Тайна двух океанов: пермский энергетик рассказал о службе во Вьетнаме
- Тропики, вообще, вещь прилипчивая, как малярия. Говорят, такая хворь – раз подцепишь, и всю жизнь не отпустит. Нет-нет, да и напомнит о себе – рассказывает диспетчер Северных электрических сетей «Пермэнерго» Сергей Андров. И поясняет: - Ну, даже очень просто, по контрасту вспоминаешь. У нас в Кудымкаре - снег, мороз, ели, сосны. А там джунгли, жарища, влажность тропическая, птицы с ярким оперением, обезьяны орут и скачут, змеи, крокодилы, насекомые всякие. В море, кроме наших судов - чего только не плавает… Словом, экзотика. Но во всем чувствуется какая-то тревожная тайна…Как у английского поэта Киплинга:
Плещет рыб летучих стая,
И заря, как гром, приходит
Через море из Китая.
Такое вот: «Доброе утро, Вьетнам!» (известная всему миру фраза из фильмов «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы и «Цельнометаллическая оболочка» Стенли Кубрика – Прим автора статьи).
Сергею Ивановичу Андрову в конце ХХ века довелось нести трудную службу в Камрани – океанской базе советского, а потом и российского ВМФ – во Вьетнаме.
Стратегический пункт
Камрань - ключевая точка и для Тихого, и для Индийского океанов. И вот почему… База Камрань находится на конце косы, выступающей в Южно-Китайское море. Напротив Камрани, на противоположном берегу моря – расположен филиппинский Субик-Бей, недалеко находятся Лусонский и Малаккский проливы. Мимо базы проходит очень важный для мирового судоходства маршрут из Гонконга в Сингапур.
Город Камрань расположен во вьетнамской провинции Кхань Хоа. Рядом -известный вьетнамский морской курорт Нячанг. База располагается от него в полусотне километрах. Бухта относится к одной из лучших закрытых гаваней мира. Её площадь около 60 квадратных километров, с глубинами порядка 20 метров. Она хорошо защищена от ветров всех направлений горами.
Кто только не пытался контролировать эту важную точку на мировой геополитической карте. Императорский японский флот, французы, затем янки – вездесущий US Navi. Кстати, американцы оборудовали базу по последнему слову тогдашней военной архитектуры, с размахом. Там было все – даже боевые дельфины. Они убивали северовьетнамских боевых пловцов, проникавших в акваторию Камрани с диверсионными целями. Убили их, говорят, порядка шестидесяти человек. Но все ухищрения - не помогли. Партизаны «Дядюшки Хо» (первый президент Демократической Республики Вьетнам и создатель Национального фронта освобождения Южного Вьетнама («Вьетконга») товариищ Хо Ши Мин) – сперва тайными тропами в болотах джунглей и многокилометровыми подземными ходами, а потом – уже на советской бронетехнике - по дорогам, двигались в направлении с Севера на Юг Вьетнама неудержимо. 3 апреля 1975 года во время широкого наступления армии Северного Вьетнама на американский Сайгон база Камрань была взята под контроль Вьетнамской Народной армией. Над бухтой заплескался Красный флаг и флотские вымпелы. А в 90-е - российский триколор и Андрееский стяг.
На Камрани много лет базировалась советская авиация, суда и подводные лодки. И все это великолепие надо было обслуживать, поддерживая уставную боеспособность. Жизнь кипела, личного состава на базе было несколько тысяч человек.
Главное золото – это люди
- К тропическим условиям привыкаешь быстро, - вспоминает Сергей Андров. – Самое главное, что все постоянно заняты. И, в общем, скучать по дому совсем некогда. Хотя, как у всех наших за рубежами – хочется иногда хлебца черного, наших коми-пермяцких рыжиков соленых, капустки… Житейских таких добрых вещей, которые веселят и согревают душу.
Люди у нас, а я служил связистом в Отдельном смешанном авиаполку, сменил тогда бескозырку моряка-тихоокеанца на пилотку-«тропичку» с козырьком, - подобрались неплохие. Друг другу все и во всем помогали, чем могли.
Ну, и еще вьетнамские товарищи. Местные к нам относились очень дружелюбно. Они люди весьма простые. Добро, которое делал им СССР, помнят. И жили тогда они, скажем правду, бедновато. Я помню такой эпизод. Электрооборудование в тропиках очень страдает от агрессивной внешней среды. Много соленой воды, тропические дожди, перепады температуры. Страдают, в том числе, и провода, и кабельная продукция. То, что шло под замену, мы вывозили с территории базы. Ну, понятно, куда положено – где определили местные власти. Мы люди культурные, не то, что американцы, которые половину Вьетнама сожгли напалмом, а другую половину залили отравой – дефолиантами всякими. Ну, так вот, местные мужички нас всегда уже там ждали. Спрашивали – можно ли взять кабель или провод. Куда-то для чего-то они это в своем электросетевом хозяйстве, видимо, применяли. И говорили нам – спасибо! По-вьетнамски «Жет кам ын!»
Океанский форпост - снова в строю
Все наши ветераны, так или иначе связанные с Камранью, – переживали, когда мы оттуда ушли в 2001 году. «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен!», - сказал когда-то царь Николай Первый. Но потом, стало понятно, что не все так однозначно.
Прочел в газетах… 11 лет тому назад, что президенты России и Вьетнама Владимир Путин и Чыонг Тан Шанг подписали соглашение о создании в Камрани совместной базы для обслуживания и ремонта подводных лодок. С 2014 года, согласно договоренности между двумя странами, российские боевые корабли могут пользоваться портом в упрощенном порядке — для захода в Камрань требуется только уведомление портовых властей. Ханой высказал также принципиальное согласие на то, что в Камрани будут находиться российские специалисты, ремонтные плавучие мастерские, а также созданы запасы материальных средств. База обслуживает корабли Тихоокеанского флота при переходе в Индийский океан и обратно. А это уже полдела.
С весны 2014 года аэродром Камрани впервые стал использоваться для обслуживания воздушных танкеров Ил-78, продолжают работу российские радиослужбы. Значит, можно верить и в то, что тайна двух океанов рано или поздно будет разгадана. Это сделают наши дети и внуки. Семь футов им под килем!
Плещет рыб летучих стая,
И заря, как гром, приходит
Через море из Китая.
Такое вот: «Доброе утро, Вьетнам!» (известная всему миру фраза из фильмов «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы и «Цельнометаллическая оболочка» Стенли Кубрика – Прим автора статьи).
Сергею Ивановичу Андрову в конце ХХ века довелось нести трудную службу в Камрани – океанской базе советского, а потом и российского ВМФ – во Вьетнаме.
Стратегический пункт
Камрань - ключевая точка и для Тихого, и для Индийского океанов. И вот почему… База Камрань находится на конце косы, выступающей в Южно-Китайское море. Напротив Камрани, на противоположном берегу моря – расположен филиппинский Субик-Бей, недалеко находятся Лусонский и Малаккский проливы. Мимо базы проходит очень важный для мирового судоходства маршрут из Гонконга в Сингапур.
Город Камрань расположен во вьетнамской провинции Кхань Хоа. Рядом -известный вьетнамский морской курорт Нячанг. База располагается от него в полусотне километрах. Бухта относится к одной из лучших закрытых гаваней мира. Её площадь около 60 квадратных километров, с глубинами порядка 20 метров. Она хорошо защищена от ветров всех направлений горами.
Кто только не пытался контролировать эту важную точку на мировой геополитической карте. Императорский японский флот, французы, затем янки – вездесущий US Navi. Кстати, американцы оборудовали базу по последнему слову тогдашней военной архитектуры, с размахом. Там было все – даже боевые дельфины. Они убивали северовьетнамских боевых пловцов, проникавших в акваторию Камрани с диверсионными целями. Убили их, говорят, порядка шестидесяти человек. Но все ухищрения - не помогли. Партизаны «Дядюшки Хо» (первый президент Демократической Республики Вьетнам и создатель Национального фронта освобождения Южного Вьетнама («Вьетконга») товариищ Хо Ши Мин) – сперва тайными тропами в болотах джунглей и многокилометровыми подземными ходами, а потом – уже на советской бронетехнике - по дорогам, двигались в направлении с Севера на Юг Вьетнама неудержимо. 3 апреля 1975 года во время широкого наступления армии Северного Вьетнама на американский Сайгон база Камрань была взята под контроль Вьетнамской Народной армией. Над бухтой заплескался Красный флаг и флотские вымпелы. А в 90-е - российский триколор и Андрееский стяг.
На Камрани много лет базировалась советская авиация, суда и подводные лодки. И все это великолепие надо было обслуживать, поддерживая уставную боеспособность. Жизнь кипела, личного состава на базе было несколько тысяч человек.
Главное золото – это люди
- К тропическим условиям привыкаешь быстро, - вспоминает Сергей Андров. – Самое главное, что все постоянно заняты. И, в общем, скучать по дому совсем некогда. Хотя, как у всех наших за рубежами – хочется иногда хлебца черного, наших коми-пермяцких рыжиков соленых, капустки… Житейских таких добрых вещей, которые веселят и согревают душу.
Люди у нас, а я служил связистом в Отдельном смешанном авиаполку, сменил тогда бескозырку моряка-тихоокеанца на пилотку-«тропичку» с козырьком, - подобрались неплохие. Друг другу все и во всем помогали, чем могли.
Ну, и еще вьетнамские товарищи. Местные к нам относились очень дружелюбно. Они люди весьма простые. Добро, которое делал им СССР, помнят. И жили тогда они, скажем правду, бедновато. Я помню такой эпизод. Электрооборудование в тропиках очень страдает от агрессивной внешней среды. Много соленой воды, тропические дожди, перепады температуры. Страдают, в том числе, и провода, и кабельная продукция. То, что шло под замену, мы вывозили с территории базы. Ну, понятно, куда положено – где определили местные власти. Мы люди культурные, не то, что американцы, которые половину Вьетнама сожгли напалмом, а другую половину залили отравой – дефолиантами всякими. Ну, так вот, местные мужички нас всегда уже там ждали. Спрашивали – можно ли взять кабель или провод. Куда-то для чего-то они это в своем электросетевом хозяйстве, видимо, применяли. И говорили нам – спасибо! По-вьетнамски «Жет кам ын!»
Океанский форпост - снова в строю
Все наши ветераны, так или иначе связанные с Камранью, – переживали, когда мы оттуда ушли в 2001 году. «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен!», - сказал когда-то царь Николай Первый. Но потом, стало понятно, что не все так однозначно.
Прочел в газетах… 11 лет тому назад, что президенты России и Вьетнама Владимир Путин и Чыонг Тан Шанг подписали соглашение о создании в Камрани совместной базы для обслуживания и ремонта подводных лодок. С 2014 года, согласно договоренности между двумя странами, российские боевые корабли могут пользоваться портом в упрощенном порядке — для захода в Камрань требуется только уведомление портовых властей. Ханой высказал также принципиальное согласие на то, что в Камрани будут находиться российские специалисты, ремонтные плавучие мастерские, а также созданы запасы материальных средств. База обслуживает корабли Тихоокеанского флота при переходе в Индийский океан и обратно. А это уже полдела.
С весны 2014 года аэродром Камрани впервые стал использоваться для обслуживания воздушных танкеров Ил-78, продолжают работу российские радиослужбы. Значит, можно верить и в то, что тайна двух океанов рано или поздно будет разгадана. Это сделают наши дети и внуки. Семь футов им под килем!
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.