«Строительный Макдональдс» или В чем ценность «панелек» спальных районов

Пермь застроена «панельками». Их можно обнаружить во всех районах города — многие из нас там выросли. «Я шла домой и постоянно запускала руку в карман, проверяя: на месте ли ключи. Я не могла поверить, что мне наконец на заводе дали квартиру», - вспоминает моя бабушка.

Это сейчас панельное жилье принято считать не очень высоким по качеству: за десятилетия дома износились, многие выглядят неряшливо, если не депрессивно. Тогда  же они были новее и опрятней, а горожане наконец обрели свое жилье: съехали из деревянных бараков, шлакоблочных домов и квартир «с подселением».




Есть ли сегодня в такой архитектуре эстетика и ценность? Отчасти, да. «Сегодня происходит романтизация серых «панелек» и городских окраин, это прослеживается в песнях Хаски, в русском хип-хопе. Люди, которые в них жили, выросли. «Панельки» — это особая эстетика некой рутинности жизни, привычная и понятная. Там нет разнообразия и в этом смысле это такая немного деревенская романтика. Большой город — это постоянное движение, но когда живешь на районе — это примерно то же самое, как в деревне, только людей побольше», - говорит историк архитектуры Александр Михайлов. 

Страна и сегодня продолжает застраиваться «панельками». «Это порождает оценки, споры, несомненно у «панельки» есть вклад в индустрию и есть эстетика индустриального домостроения. Мы все пытаемся сделать ее историей, а история никак не остановится, она все продолжается и продолжается и в этом возникают напряжение и споры»,  - говорит главный архитектор и основатель мастерской «Проект-Пермь», президент «Союза архитекторов Прикамья» Сергей Шамарин.

В постсоветское время почти не возникло новых методов строительства массового жилья, «панелька» все еще с нами. «Строительные предприятия существуют лет 50 лет и в технологии практически нет изменений. Как была эта «панель», так и осталась. Разве что появилась возможность где-то перекрасить, где-то облицевать плиткой. Предприятия не перевооружились», - объяснил Сергей Шамарин. 

Поэтому заводы все еще «штампуют» панели. Дома из них строят быстро: технология «обкатана» десятилетиями. Такое заводское производство — это своеобразный строительный «Макдональдс»: одинаковое качество, не очень вкусно, но быстро и у всех. 

Для застройщиков панельное домостроение соблазнительно. Как итог, нас опять развернули к маленьким квартиркам. «Я не уверен, что все хотят это жилье площадью по 12 кв.м. Но такова экономика: если у тебя в кармане условный рубль, ты на рубль и «заказываешь». Отсюда и спрос на такие квартиры.  А нас самом деле покупатель мечтает о сотне рублей, он не видит себя на этих 12 метрах», - говорит Сергей Шамарин. 

Советские «панельки» стареют, изнашиваются и наше будущее с ними будет трудным. У каждого дома есть свой срок жизни. Огромный объем жилья сейчас стремительно выходит из строя. 

Что с этим делать? Тут два основных варианта. Пойти по пути Москвы: снести, а на их месте построить новое жилье. Но этот путь дорогой и требует учета многих вводных: надо определить масштаб реновации, проанализировать состояние жилого фонда, просчитать экономику. «Когда были первые сносы <хрущевок по программе реновации> в Москве, то  там снос и утилизация хрущевки стоили в 1,2 раза дороже строительства нового дома. То есть стоимость нового жилья нужно умножать на два», - объяснил Сергей Шамарин. 

Второй путь — путь европейских  городов, например, Берлина.




В восточной части города было построено много «панелек», но к ним подошли бережно: не снесли, а укрепили, защитили от агрессивной среды, покрасили и сделали более комфортными для современной жизни. Какой же путь выберет Пермь?
Алина Комалутдинова, специально для Casual Friday. Фото «КБ Стрелка»
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости