Совсем поехали

Психолог Владимир Вахрамеев объяснил, почему люди уезжают из города в деревню, зачем они «впадают в детство» на берегу океана, является ли дауншифтинг кризисом «среднего возраста» и нужна ли дауншифтерам психологическая помощь.



— Как и почему люди становятся дауншифтерами? Что влияет на осознанный выбор человека оставить успешную карьеру, привычный образ жизни, поменять род деятельности и уехать?

— Причины могут быть разными. Могу предположить как минимум четыре. В одном случае это будет попытка решить сложности своеобразным бегством. Например, человек находится в депрессии, у которой есть определенные причины. Он не хочет с ними разбираться, просто пытается отделаться от привычной обстановки, атмосферы, меняет род деятельности, привычное окружение в попытках избежать симптомов своей депрессии. Это может быть эффективно, но не во всех случаях. Часто на депрессию влияет способ обращения со своими желаниями и чувствами в близких отношениях. Если человек не разрешил сложностей в отношениях, то вполне вероятно, что в деревне или на берегу Тихого океана он с ней столкнется снова.

Второй причиной может быть некоторый поиск вдохновения или смысла. Чаще всего такой способ ситуативный. Человек утратил смысл своей деятельности, запутался. Например, у него напряженный график работы, высокая зарплата, но нет удовлетворения от работы. Тогда он меняет род деятельности, образ жизни для того, чтобы яснее увидеть, чему он посвящал свою жизнь, обрести новые смыслы. Например, он может заняться чем-то оригинальным, увлекательным и через это найти ресурсы для того, чтобы вернуться потом к привычной работе, но с другим подходом, более творческим. Часто человек уходит в путешествия, чтобы в испытаниях почувствовать свою внутреннюю силу.

Третья причина — стремление создать себе комфортные условия. Человек зарабатывал много денег и продолжает зарабатывать, но теперь живет в комфортных условиях, занимаясь тем, что ему больше по душе. Доход может стать меньше, но не обязательно. Ему комфортней жить в деревне, где нет шума и запаха города, или отдыхать на Бали и по-прежнему заниматься бизнесом, или чем-то еще. Например, он заработал финансовую базу в деле, которое ему не очень нравилось, и вложил ее в другое дело. По факту он сменил род деятельности. Но занялся тем делом, которое ему нравится.

Четвертая причина — это попытка остаться ребенком в психологическом плане. По факту наши детские и юные представления разнятся с реальной взрослой жизнью, и наши детские идеалы рано или поздно встречаются с реальностью, мы переживаем кризис такого столкновения. Если человек не хочет иметь дело с суровой реальностью, он выбирает «альтернативную реальность» - утопию, едет в Гоа, плетет фенечки, принимает наркотики, ходит такой весь «позитивный» и остается через это ребенком, оберегая собственную наивность. Кто-то потом возвращается, отдышавшись в Таиланде, поняв, что для него важен город, в котором он живет, люди, которые там, его взрослые задачи, а кто-то выбирает такое «социально одобряемое детство». Возможно кто-то будет этому завидовать, тот кому не получается решать свои актуальные задачи развития.

— Создается впечатление, что люди решают так называемый кризис среднего возраста через дауншифтинг. Всегда ли это так?

Это не всегда кризис среднего возраста. Столкновение с реальностью может произойти и раньше, когда человек начинает ясно видеть то, что он выбирает в своей жизни, переживать последствия этого выбора. Например, человека, с которым живет, или свою работу со всеми плюсами и минусами этих связей. Понятно, это не простой момент для любого. Поэтому один из вариантов – бегство от кризиса. Но боюсь, что в итоге его избежать не удастся, потому как от себя не сбежишь. Выбор перебраться жить на Бали и вести блог (вместо карьеры нейрохирурга) - это тоже выбор и у него будут последствия, положительные и отрицательные.

Но я бы не хотел красить дауншифтинг в черный цвет. Это может быть нормальное осознанное решение человека: у него есть определенные задачи, он их осознает, от них не бежит, но понимает, что лучше он решит их через смену рода деятельности и в другом месте.

— В чем отличие человека, который проживает кризис, не пускаясь в дауншифтинг, от того, кто использует его как бегство от проблем?

— Отчасти это – мужество: у меня вызывает уважение человек, который сталкивается с кризисом, переживает его, активно ищет ответ на вопрос как жить дальше, обращается за помощью к людям. Это первое.

Второе — это ценности, потому что если у человека есть ценность близких отношений, ему будет непросто куда-то сорваться, переехать, сменить род деятельности. Ведь это будет означать, что он сильно дистанцируется от людей, которые ему важны, к которым он привязан.

Третье – это способности увидеть не только мир реальным, но и себя реальным. Сталкиваясь со сложностями в окружающем мире, человек сталкивается со своими ограничениями: он сам оказывается неидеальным, не таким могущественным, знающим, опытным, сильным, как он себя представлял. И это тоже важно суметь пережить. Мне кажется, что люди, которые резко подрываются, меняют образ жизни и работу, хотят сохранить искусственный, идеализированный образ себя, потому что в прежних условиях им это не удалось.

Дауншифтеры оставляют все, что наработали в городе, и уезжают. Остаются ли они такими же деятельными, как и были, берясь за новое дело? Или же они «уходят на покой» и стараются минимально трудиться? Можно ли противопоставить друг другу дауншифтеров и трудоголиков?

— Не каждый деятельный человек — трудоголик. Важно понимать критерии трудоголизма. Первый — человек видит только работу и прячется в ней от проблем. Второй критерий заключается в том, что чаще всего трудоголик – это человек, который застревает в одной должности. У него нет задачи продвигаться по карьерной лесенке, развиваться, его задача – спрятаться от проблем. Поэтому не каждый дауншифтер — трудоголик.

Стремление к покою – это когда ты уже сдался. Когда решил, что не стоит прикладывать усилия для укрепления жизни, заботы о ком-то или о чем-то. То же самое, если разделить дауншифтеров на два типа: бегущие от проблем и просто деятельные, решающие вопросы. Бегущие от проблем будут стремиться к покою. Это будет как продолжение бегства от переживаний, от сложностей. Другие, сменив род деятельности, останутся деятельными, будут ставить задачи, их решать, посвящать свою жизнь чему-то. Думаю, для таких будет ближе слово «удовлетворение», а не покой.

— Знаю минимум два примера тех, кто сдал московскую квартиру и уехал в Таиланд. Эти двое занимаются ничем, живут в свое удовольствие на деньги от сдачи в аренду своего жилья.

— Я бы тут слово удовольствие поставил в кавычки, потому что они живут не в свое удовольствие, они живут во избегание усилий. У психолога Эриха Фрома есть два понятия свободы: «свобода от» и «свобода для». Он говорит, что настоящая свобода — это «свобода для». Когда ты свою жизнь посвящаешь чему-то, когда ты свободен что-то предпринимать, к чему-то прилагать усилия. А есть «свобода от», когда ты бесконечно пытаешься от всего избавиться. С точки зрения конечности жизни, это бессмысленно. Люди не находят силы чему-то себя посвящать, так пусть они создадут себе бархатные условия для «убивания времени», не найдя сил преуспеть в чем-то другом. Через это они чувствуют себя как бы успешными.

Нам с детства знакомо чувство неполноценности. Но только через труд и заботу об окружающих можно стать полноценным. Те люди, которые не находят в себе на это силы или вдохновения, стараются достичь альтернативной псевдо успешности. Например, человек не состоялся в работе, семейной жизни, но зато он круче всех остальных «убивает время». У него офигенные фотки в Instagram. Ты сидишь с утра до вечера трудишься, а он развлекается, пытаясь через это с тобой конкурировать. И многие могут таким людям позавидовать, но думаю, что картина здесь достаточно грустная и завидовать нечему. Потому что подросток меряет себя подростковыми мерками, а взрослый человек может быть довольным только успешно решая взрослые, актуальные задачи жизни. Невозможно жить как подросток в 35 и обмануть себя тем, что все в порядке.

Всегда ли дауншифтеры уходят с работы? Может быть, вы знаете случаи, когда работодатели идут на то, чтобы дать сотруднику очень долгий отпуск, чтобы он собрался с мыслями и вернулся на работу, предлагают разные варианты?

Мне кажется, такой человек не дауншифтер. Он тот, кто живет время от времени в деревне, или человек, ушедший в длительный в отпуск. Дауншифтинг особенен тем, что прерываются одни связи и выстраиваются другие. Ведь смена рода деятельности — это смена круга отношений, лиц, с которым ты, так или иначе, связан. А в данном случае связь сохраняется, но меняются некоторые условия договора с окружением.

— Многие мечтают стать дауншфитерами, но год от года никуда не уезжают, продолжая мечтать. Какими чертами должен обладать человек, чтобы уехать и стать дауншифтером? Или это не черты характера, а ситуация, которая толкает на это?

— Сложно сказать. Дауншифтинг — это как инструмент и в зависимости от того, в руках какого кузнеца он окажется, тот так им и воспользуются. Поэтому сложно определить черту. Все мы в каком-то смысле решительные, вопрос в том, на что мы решаемся и что мы решаем. На самом деле не менять всерьез свою жизнь, на это тоже нужна решительность. Потому что в обоих вариантах будут последствия.

— Нужна ли дауншифтерам психологическая помощь?

— Я думаю, всем было бы неплохо поговорить с толковым психологом. Но психология — это такой инструмент, который работает только тогда, когда у человека есть мотивация, когда он в этом осознанно заинтересован. А если она просто из разряда «надо» или «правильно», то не работает. Многие об этом просто не задумываются, поэтому сложно сказать.

— Может ли дауншифтинг решить психологические проблемы?

—Во-первых, невозможно решить психологические проблемы раз и навсегда. Жизнь движется, и каждый раз приходится думать заново, искать новые решения. Во-вторых, если дауншифтинг — это некая пауза, когда ты замедляешься, слушаешь себя, прислушиваешься к своему телу, мыслям, осмысляешь какие-то вопросы, тогда да, может. Вопрос – какой ценой. Ведь иногда отъезд может быть ценой разрыва каких-то важных отношений, близких связей. Но если удалось взять себе паузу, с чем-то разобраться, не сильно порушив отношения, то, в общем, ничего страшного. 

Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости