Советская фантастика

Приехать на метро в двухзальный кинотеатр «Родина» или купить квартиру в 16-этажной высотке в Камской долине. Такие возможности были бы сегодня у пермяков, если амбициозные советские проекты были воплощены в жизнь. Однако они так и не дождались своего часа и навсегда осели в архивах. Как выглядели нереализованные проекты застройки Перми во второй половине ХХ века, и почему им не суждено было сбыться?

В послевоенные годы советские архитекторы решились всерьез взяться за облик Перми. Одним из самых масштабных генпланов города, который оказался еще и долгожителем, стал Генплан 1972 года. Согласно ему архитекторы планировали застроить все свободные территории города и заменить малоэтажные дома многоэтажками. Однако темпы строительства жилья и инфраструктуры отставали от запланированных, а многие проекты так и остались на бумаге. 

ТЕКСТ выяснил, какие невероятные архитектурные проекты рождались в советской Перми, но так и не появились на карте города:

Как могла бы выглядеть эспланада


До середины XX века нынешняя эспланада была одним из спальных районов Перми. Застроена она была, как правило, двухэтажными деревянными домами. Место в городе считалось не «фешенебельным», так как там была низина, и протекала речка Пермянка. Центр города тогда располагался в районе Театра оперы и балета. 



Эспланада 1964-65 годы.

За время существования эспланады пермские архитекторы предлагали различные проекты по её освоению. Кто-то хотел застроить эспланаду жилыми домами, кто-то – создать музей. В свое время архитекторы предлагали установить здесь стелу с изображением Брежнева, а возле Дома Советов - монумент «Слава КПСС». Однако все проекты не были реализованы. 









В 1970-е годы свой проект эспланады предложил архитектор Геннадий Игошин. Он нарисовал большое зеленое пространство, на котором стояли несколько домов-трилистников. Проект в шутку назвали «аэродромом» и не стали рассматривать. Вместо этого партийные органы потребовали, чтобы улицу Ленина от Комсомольского проспекта до Перми-2 застроили «хрущевками». «Мы, конечно, построили несколько таких домов в районе улицы Крисанова и до улицы Хохрякова, но представить, что вся улица Ленина будет такой, не могли», — говорил Геннадий Игошин. 

Тогда – то и вспомнили об его «аэродроме», идею которого все же удалось отстоять. Проект будущей эспланады как зеленого пространства поддержал председатель Совнархоза Анатолий Солдатов, однако дома-трилистники решено было построить на улице Попова. До конца площадь все же не была достроена. Например, на участке от улицы Попова до Заксобрания были запроектированы фонтаны. 

В 1982 году на площади было построено здание драмтеатра. А через три года был открыт памятник героям фронта и тыла, который стал осью эспланады. Тогда же пустили первый в городе цветомузыкальный фонтан.

Интересно, что первый проект создания эспланады в СССР был реализован в Ташкенте. Именно оттуда идея была заимствована и перенесена в Пермь. Сегодня в мире насчитывается пять городов, где есть такое пространство - эспланада.

Как создавалось пермское метро


В 1970-е годы в связи с «холодной войной» и ядерной угрозой Совет министров СССР рассматривал глобальные планы сохранения населения. Именно тогда и появились проекты строительства метрополитена в городах – «миллионниках», в том числе и в Перми. Первым проект пермского метро подготовил трест «Новосибирскгражданпроект». Он предлагал построить две линии метро: первая бы проходила по левому берегу Камы, вторая - на правом берегу. Однако проект оказался нежизнеспособным. 

В 1982 году свой проект метрополитена предложил уже другой трест - «Ленметрогипротранс». Проектировщики впервые подготовили технико-экономическое обоснование строительства линий метро: провели геологические изыскания, способы прокладки тоннелей, особенности конструкций и т.д. 

«Первая линия длиною 13 километров пересекает город с запада на восток, вдоль Камы. Начинается она у лесокомбината «Красный Октябрь». Следующие остановки - «Проспект Ворошилова», это уже микрорайон Парковый, и «Университет», а это значит, и станция Пермь 2. Дальше метрополитен пойдет вдоль улицы Ленина...», - писала тогда газета «Вечерняя Пермь». 


Схема метро 1982 год. 

Однако в 1990-х годах разработка метрополитена была приостановлена, а затем и фактически прекращена. Идеи о строительстве метро в Перми вновь стали обсуждать в начале 2000-х. 



Обновленная схема метро с двумя линиями.

Тогда была создана инициативная группа «Пермский метрополитен» из пермских ученых-горняков, технологов и инженеров-геологов. Они предлагали новый подход к сооружению метро - не из двух линий, как рассматривалось в прошлые годы, а из трех. 




Пермь даже попала в Федеральную программу строительства метрополитенов до 2020 года, но до реализации проекта так и не дошло. В программу Пермь входит до сих пор. 

Как в Перми мог появиться новый жилой район - Камская долина


Пожалуй, самый масштабный строительный проект Перми - это застройка жилого района Камская долина на правом берегу Камы.

До революции это место в Перми именовалось Закамьем, а позже - Пролетарской, или Закамской, слободой. Поэтическое название «Камская долина» район получил в 1972 году. Тогда, напомним, Совет Министров РСФСР утвердил генеральный план Перми, разработанный институтом «Ленгипрогор». В новом жилом районе должны были вырасти высотные дома в 9, 12 и 16 этажей. Проектировалось, что сюда должен был переместиться центр города. Улицу Борцов Революции планировалось превратить в главный проспект, идущий вдоль берега Камы. Проектировались и новые улицы, например, Камский проспект, маршала Жукова, Лермонтова.



Проект застройки Камской долины, 1982 год. 

Всего проектировщики думали возвести в этом районе более 2,5 млн. кв. м жилья. В 1974 году начались подготовительные работы по возведению домов. За 16 лет здесь появилось более 140 га строительных площадок. В 1980-х годах проект застройки эспланады разрабатывал архитектор Олег Горюнов.



Проект застройки Камской долины.

В начале 1990-х годов на территории Камской долины было предложено возвести микрорайон с аналогичным названием. Планировалось, что здесь будут построены 200 тыс. кв. м жилья. В 1994 году началось возведение котельной и 9-этажного жилого дома на улице Жукова, которые сохранились до сих пор. Но из-за отсутствия финансирования работы были приостановлены. В то время резко увеличилась стоимость грунта и его транспортировки.

В 1998 году в Камской долине появился первый необычный объект, известный всем как «Замок в долине». Проект комплекса, куда входит автозаправка, мойка, стоянка, отель и ресторан, разработал архитектор Мендель Футлик. В это же время в Камской долине появился авторынок, а в 2001 году открылся благоустроенный пляж. После этого архитекторы не раз предлагали свои варианты застройки Камской долины, но проектам так и не суждено было сбыться.

Кинотеатр «Родина», или «гнилой зуб в улыбке города»


История киноконцертного зала «Родина» длинна и печальна. Почти полвека в центре Перми стоял неприглядный долгострой, прозванный в народе «колизей», а среди журналистов – «гнилой зуб в улыбке города».

«Добро» на строительство «Родины» власти Москвы дали в далеком 1966 году. Тогда в Перми не было построено ни одного большого концертного зала. Место для будущего здания определили в центре города, расселив до этого старые дома. 
 
Двухзальный кинотеатр предполагал 1600 и 300 мест, а также кафе на 450 посадочных мест. Один из залов планировалось отвести под проведение партийных конференций. Киноконцертный зал проектировала мастерская № 4 института «Пермгражданпроект». Руководителем группы архитекторов был тогда Олег Горюнов. С ним работали Александр Виноградов и Юрий Желнин. Главным художником проекта был Равиль Исмагилов, а художником по интерьерам и фасадам стал Михаил Павлюкевич.



Проект концертного зала «Родина», 1981 год

Ресторан и фойе «Родины», проект 1981 года. 

Сложно поверить, но в начале 1980-х годов стройка шла почти круглосуточно. С приходом перестройки в здании велись заключительные отделочные работы, но стройка вскоре остановилась и стала местом для бомжей и неформальной молодежи. С этого момента «Колизей» зажил своей самостоятельной жизнью. 



Концерт в руинах долгостроя, 1991 год. 

Долгие годы у него менялся владелец. Пока в 1999 году здание не купила фирма «Австром», председателем совета директоров которой был Юрий Борисовец. В 2003 году здесь началось строительство нового кинотеатра - мультиплекса. Через два года ТРК «Колизей» на месте полувекового долгостроя наконец был открыт.

Почему проектам не суждено было сбыться


Большая часть проектов появилась в конце 1970 –х - в начале 1980 - х годов, в благополучный экономический период. Например, проектировались новая сцена оперного театра, здание художественной галереи, третий автомобильный мост в Мотовилихе и т.д. Но в середине 1980 -х начался экономический спад, и денег на строительство объектов стали выделять мало. 
 
Как поясняет пермский краевед Владислав Тимофеев, «часть зданий превратилось в долгострои. От самых дорогих проектов, например метро, вообще отказались. Во многом это связано с руководством области, которое не могло выбить деньги в отличие от соседей свердловчан, которыми руководил Ельцин». 

Так или иначе, тема нереализованных архитектурных проектов до сих пор вызывает интерес как среди обычных жителей города, так и исследователей. И как говорят сами архитекторы, уже очевидно, что количество таких проектов с каждым годом будет только увеличиваться.

Читать далееКакой видели Пермь архитекторы накануне войны: реконструкция Пермского театра оперы и балета, аэропорт, парки вдоль реки Егошихи

Большая власть – это и большое одиночество. "Правила жизни" Бориса ("царя") Коноплева - легендарного руководителя Пермской области второй половины прошлого века.

Татьяна Семилейская (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости