Маски сорваны

Вчера вечером стали известны лауреаты национальной театральной премии «Золотая маска». Пермь получила три награды. Они достались Пермскому театру оперы и балета за оперу «Травиата» (была номинирована в 7 категориях). Надежда Павлова, исполнившая роль Виолетты Валери, стала лучшей в номинации «Лучшая женская роль в опере». 

Худрук театра Теодор Курентзис получил награду за «Лучшую работу дирижера в опере», «Лучшей работой художника по свету в музыкальном театре» была признана работа Роберта Уилсона. Театр-Театр, претендовавший на три «Золотых маски» со спектаклем «На всякого мудреца довольно простоты», остался без наград. 

ТЕКСТ спросил театральных критиков, как они оценивают успех пермских театров, сильна ли была конкуренция между номинантами «Золотой маски» и почему попадание в их число — это уже хорошо. 

Татьяна Тихоновец, театральный критик: 

Я не могу судить о решениях музыкального жюри, потому что я не знакома со всей программой музыкального театра. То, что Роберт Уилсон получил «Маску» как художник по свету, а не как режиссер, звучит немного забавно, но он действительно работает со светом интересно и талантливо. Это его режиссерский инструмент. То, что он не получил номинацию «режиссер» означает, что видимо, были режиссерские работы, которые показались жюри более серьезными, чем пермская «Травиата». Конечно, кого-то это могло оскорбить и обидеть, но, как правило, оскорбляются и обижаются те, кто назначил своих лауреатов, но они не совпали с мнением жюри. Все постоянно забывают, что «Маска» в каждой номинации одна, а номинированных режиссеров, артистов и художников очень много. Пермь может быть удовлетворена этими наградами. Три «Золотых маски» — это очень серьезно. 

Что касается Театра-Театра, то в этом году у него была колоссальная конкуренция. В конкурсной программе было представлено 28 спектаклей большой и малой формы, это очень много. Не надо относиться трагически к тому, что театр не получил наград. Было понятно, что спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» оставит равнодушными некоторых членов жюри, так как в нем много музыки, а драматическое жюри к этому относится спокойно, вряд ли они восторгались голосами актеров. Если б «Мудрец» был представлен как музыкальный спектакль, то, может быть, что-то получил. Но он не прошел по номинации мюзикла-оперетты. Все-таки это драматический спектакль, он поставлен по законам драматического театра с включением музыкальных номеров. Театр-Театр съездили на «Золотую маску» и спектакль очень хорошо прошел. Об этом мне говорили многие мои коллеги. 

«Золотая маска» — это национальная театральная премия, ее жюри состоит из профессиональных людей: крупных режиссеров, артистов, театральных художников. Они имеют право на эти решения. Всегда после оглашения результатов появляется масса недовольных решениями жюри. К этому надо относиться более спокойно и понимать. Что в какой-то мере это такая азартная театральная игра. 

Анна Фефелова, музыковед: 

Для меня «Золотая маска» это, прежде всего, фестиваль, и сама номинация на «Золотую маску» — уже большая победа для театра, понимая масштабы нашей страны и количество в ней театров. Для Театра-Театра участие в главных номинациях «работа режиссера» и «драма/спектакль большой формы» означает, что он стоит в ряду с крупнейшими московскими и федеральными театрами. С Театром-Театром конкурировали и «зубры», и мэтры российского театра.

Пермский театр оперы и балета, безусловно, сам относится к хэдлайнерам современного оперного процесса в России. Что касается «Травиаты», для меня это работа номер один прошлого сезона. Она выводит российское оперное искусство на новый уровень. 

Конечно, я считаю, что она должна была получить все «Маски», на которые была номинирована, но понимаю, что работа Большого театра и постановки из других городов также заслуживают внимания. Для меня безусловна победа Теодора Курентзиса и Надежды Павловой, но странно, что Роберт Уилсон стал лауреатом в номинации «Художник по свету», потому что в данном случае работа художника по свету неотделима от работы режиссера. Я понимаю, что это компромисс, на который пошло жюри «Золотой маски». Распределение наград — это всегда немного лотерея, пазл, который складывает жюри, и это всегда непростая задача.
Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). фото Люси Янш (опера "Травиата")
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости