Следующим хорошим мэром Перми будет плохой парень

Борис Майоров специально для Casual Friday.


На этой неделе губернатор сменил сити-менеджера Перми: Анатолия Маховикова осыпали комплиментами и перевели в штат краевого правительства, на его место прислали Дмитрия Самойлова. В истории города началась какая-то новая глава.

Вернее, нам всем очень повезет, если она будет новой, а не просто следующей. 

В этом волшебном городе ты можешь стать, кем захочешь

Возможно, сейчас все зависит от внутреннего решения нового сити-менеджера – рискнет ли Дмитрий Самойлов сыграть по-крупному, решится ли на реальные действия в отношении хронических болячек Перми. Или городу снова предложат «закинуться анальгинчиком»?

Следующий хороший руководитель города – получим мы его уже сейчас или через много-много лет – должен решиться быть плохим, но эффективным. Ему придется поссориться почти со всеми: с не последними людьми в городе, которым стоит прекратить зарабатывать миллионы, строя городу объекты, которые даже работать-то не могут.  С самими горожанами, потому что хватит ездить на личных автомобилях по центру города. С местным бизнесом, потому что нельзя уродовать город рекламой, тихим сносом исторических зданий, варварской застройкой. 
 
Пора признать, что никакое изображение деятельности, все эти «жесткие требования подрядчикам», «взял под личный контроль» и прочая чушь не работают – город засыпает снегом зимой, заливает дождями летом, а весной и осенью – грязища. 

Бесконечное откладывание болезненных решений, увлечение косметическими мерами – немного лучше тут, немного там – безопасный, но тупиковый путь. «Меня выбрали не для того, чтобы я хорошо смотрелся в опросах общественного мнения. Меня выбрали для того, чтобы я хорошо делал свое дело», - объяснял находящийся в точно такой же ситуации мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг.

Почему так много зависит от внутреннего выбора Самойлова? Потому, что вся внешняя конструкция власти будет выдавливать его в понятную траекторию – управляемого, не имеющего собственного общественного веса, технического чиновника. Замгубернатора по Перми. Причем мы видим эту схему уже в третий раз: мэр Каменев при губернаторе Трутневе, напарники Маховиков и Сапко при Чиркунове, Самойлов при Басаргине. Каждому губернатору нравится, когда городом занимается кто-то «из команды». Ни один пермский губернатор не рискнул оставить у себя в тылу самостоятельного сильного мэра. 

Внешние плюсы от такой вертикали есть. Например, в отсутствии глупых конфликтов мэра и губернатора, которые мы видели в Екатеринбурге. Но они обесцениваются общей легковесностью и бесхарактерностью городской власти. 
 
Все счастливые города одинаковы, несчастливые - тоже

Мне кажется, мы все немного недооцениваем потенциал фигуры руководителя города. В мировой практике в последние десятилетия мэр – это настоящий новый городской герой, почище Супермена. Хороших мэров в мире знают не меньше, чем глав государств, а любят больше. 
 
Главное сделать хоть что-нибудь.

Блумберг пересадил на общественный транспорт жителей Нью-Йорка, Се Хун сделал Сеул красивым, Гальярдон создал в Мадриде новую зеленую зону. Горожане фанатеют от клёвых мэров. «John So, he's our bro» (Джон Со — наш братан) – футболки с такой надписью раскупают молодые жители Мельбурна. Джон Со, естественно, мэр. 

Если взять список «головной боли» мэра любого крупного города мира, он будет везде почти одинаковым: избыток автомобилей в центре, содержание общественных пространств, борьба с коррупцией, безопасность, вовлечение жителей в управление городом. Каждый придумывает посильные решения – Блумберг с фантастическим бюджетом Нью-Йорка или Лернер в скромной бразильской Куритибе. 
 
Сити-менеджеру Перми еще повезло. Вряд ли в пермском списке проблем на первых местах окажутся, например, уровень преступности, национальные столкновения или природные катастрофы. 
 
Чему еще учит нас опыт западных мегаполисов? Людям нужен искренний мэр. Пусть даже с придурочной внешностью мэра Лондона Бориса Джонсона. Но искренний. 
 


Еще один вопрос с местной спецификой - сколько же времени может потребоваться, чтобы заставить хоть что-то двигаться? Нам в Перми в это особенно сложно поверить, но в большинстве случаев, когда в городе у руля оказывался толковый мэр, это чувствовалось уже в первый год. В первый же год после прихода Собянина москвичи увидели подвижки в вопросах, которые годами стояли при Лужкове. В западных городах скорость примерно та же. 

Хороший мэр – быстрый мэр. 

PS

Новый глава пермской администрации – человек, карьера которого – строгая последовательность неожиданных взлетов и обидных падений. Взлет в команде «позднего Игумнова», потом долгий период изгнания из политики, карьерный взлет в «Уралсвязинформе» в Екатеринбурге, потом отставка и обидный провал на выборах депутатов Заксобрания Пермского края. И снова взлет, когда губернатором становится его знакомый по Екатеринбургу Виктор Басаргин. В ближайшее время мы увидим, как же трактовать новое назначение Дмитрия Самойлова - это по-прежнему вверх или уже вниз?

Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Проект выходит при поддержке группы Мой город Пермь.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости