Счастье неизбежно. Семь позитивных мыслей на тему «СМИ и кризис»

Борис Майоров специально для Casual Friday.


Тревога охватывает редакции пермских СМИ – из приоткрытой двери с номером 2015 веет ледяным ветерком и неизвестностью. Что там? Все понимают, что трудности: коммерческие директора пытаются угадать процент падения выручки, генеральные подрезать издержки, журналисты прикидывают, что может остаться от их зарплаты. Редактор одного крупного портала устроил в фейсбуке обсуждение, в каком месяце ему нечем будет кормить детей. 

Во многих отраслях аналитики уже выдали прогнозы-приговоры: строители потеряют до 40% спроса, кафе и рестораны до 30%, профессия автодилер перестанет существовать. Конверты с цифрами для пермских СМИ получены, но не вскрыты. Что-то явно будет, но что именно – непонятно. 

На фоне этой растерянности хочется сделать что-нибудь для восстановления баланса добра и зла. Например, подумать, чего хорошего можно найти в кризисе. 
 
Итак, позитив:

1. Уменьшение конкурентного давления

Даже в условиях слабого рекламного рынка пермские СМИ жили последние годы в ситуации усиления конкуренции. Постоянно появлялись новые претенденты на ваш кусок пирога: запускались новые газеты, новые сайты с новостями или не-новостями, даже изредка радиостанции. В кризис это безумие прекращается. Конкуренты перестают появляться, существующие прекращают инвестировать в агрессивный рост. Можете вздохнуть.

Киснут даже проекты, запущенные нерыночными инвесторами (читай – политиками). В основном бизнесе инвестора, как правило, пожар, ему не до СМИ, а срок условного выхода «в ноль» таких стартапов теперь читается как «никогда». 

2. Возможность заполучить лучшие кадры

Живые тянутся к живым. Если ваше СМИ выжило, вы можете заполучить работников, которые до кризиса вам были не по карману. ТЕКСТ заполучил всех сильных журналистов именно на спадах в отрасли. 

Вообще, концентрация лучших работников в меньшем числе СМИ была бы очень на пользу рынку. Сейчас наш рынок СМИ напоминает сельское хозяйство 90-х годов: перепроизводство продукта низкого уровня переработки, безрадостная продажа его за копейки, нищие работники. Нужно как-то переходить от мешка грязной картошки к мытой и упакованной в пакет, от бидона сметаны с черпаком – к брендированным пластиковым баночкам. Сельское хозяйство выходило из этой ситуации делая ставку на поддержку сильных, а не на продление жизни бедствующих колхозов. Медийный рынок гуманнее – все, что должно было умереть еще в прошлом десятилетии живо и по сей день. Сила размазана так широко, что считай ее и нет. 
 
3. Большой объем господдержки

Медиа в Перми – рынок с большим объемом господдержки, речь о сотнях миллионов бюджетных рублей. Как вы знаете, эти деньги на следующий год остаются на рынке. Очень для многих это станет хорошей опорой. Не всем отраслям так везет.

Другой вопрос, что всеми этими ассигнациями топится печка: они не стимулируют рост качества в отрасли, они просто проедаются. 
 
4. Волшебный пендаль, или Стимуляция поиска наиболее эффективной модели бизнеса

Как рассказывают отцы-основатели Тойоты, изначальное положение компании было таким жалким, что руководство пошло на неожиданный производственный эксперимент, впоследствии превратившийся в систему бережного производства Тойоты. Это стало началом пути в лидеры мирового автобизнеса. 

Терпите бедствие? Меняйте свои подходы, экспериментируйте, нам нужны свои Тойоты (настоящие, похоже, нам долго не купить). Время пришло.

5. Новости в цене

В кризис люди следят за новостями. К сожалению, федеральные коллеги тут имеют преимущество – у них и новости с валютной биржи, и комментарии министров. Но что-то можно приготовить и на нашей кухне.
 
6. Можно найти офис мечты

Смотрите с завистью на офисы Яндекса и Google? «Аренда», как известно, главный слоган кризиса. Бизнес мрет и съеживается, хорошие офисы выходят на рынок. Стоят никому не нужные, дешевеют. Забирайте!

7. Все пули мимо, или СМИ почти не затронет налоговая допнагрузка 

Многие бизнесы получат с нового года еще и «подарочки» в виде роста налогов и сборов. Местные сборы с торговли, новое налогообложение имущества (а какое у СМИ имущество) и т.д. – большинство «пуль» мимо медиабизнеса. И это хорошо.

Вот вам сразу семь позитивных соображений. Крепитесь. Счастье неизбежно.

Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе.

Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости