С посторонней помощью

Вторую неделю гостят в Перми Эльвира и Василий из Кунгурского района. Они передвигаются на инвалидных колясках, и приезд в большой город для них — первый опыт самостоятельной жизни. Ребята выросли в детском доме для умственно отсталых, а сейчас учатся на «пятёрки» в Кунгурском техникуме-интернате в посёлке Садоягодном и живут в общежитии.

В Пермь ребята приехали под кураторством сотрудников фонда «Дедморозим»: в рамках проекта «Вернуть будущее» они помогли Эле и Васе снять квартиры на время приезда и устроиться на стажировку в Пермский университет. Кураторы сопровождают их в городе, помогая учиться самим покупать продукты, готовить еду, ездить на работу — в общем, вести самостоятельную жизнь взрослых людей. 





Эта поездка стала проверкой и испытанием не только для ребят, но и для пермяков, которым они встречаются в городе. Десятки посторонних людей постоянно приходят Эле и Васе на помощь, предлагая свою поддержку или ничего не спрашивая. На пандусах, на кассах, остановках транспорта и многих других местах. «Удивительно, сколько добрых людей вокруг!», — говорит Василий.

«ТЕКСТ» пообщался с ребятами и их кураторами и узнал, что мы можем сделать, чтобы люди на инвалидных колясках, такие, как Эля и Вася, чувствовали себя в Перми комфортно и могли здесь жить.

1.Не помогать им.

Да, именно так. Иногда это более важно, чем помогать. Всего лишь за неделю жизни ребят в Перми их кураторы множество раз оказывались в ситуации, когда Эля и Вася сами справлялись с разными, на первый взгляд, непосильными задачами: забирали покупки в магазине интернет-заказов, выезжали из лифта, оплачивали обед на шумном фудкорте или заказывали еду по телефону. 

Кураторы в эти моменты просто ждали в стороне, чтобы дать ребятам возможность самостоятельно совершить действия, которые для человека без инвалидной коляски кажутся будничными и очень простыми. «Мы часто отказываем людям с инвалидностью в независимости и самостоятельности там, где это не нужно. Воспринимаем их как маленьких детей, которые не могут ездить в лифте или транспорте без старших, не могут сделать заказ без посторонней помощи. И это может быть обидно и унизительно, потому что они могут», — говорит Инна Бабина, координатор фонда «Дедморозим». 




2. Помогать им.

Конечно, во многих случаях помогать всё же необходимо. Кураторы в Перми в первую очередь учат Элю и Васю обращаться за помощью к окружающим, даже незнакомым, если они понимают, что не справятся сами. 

Уже через несколько дней жизни в Перми ребята поехали в университет вдвоём, без сопровождения. Чтобы добраться до места, они просили людей на остановке помочь им поднять коляски в автобус без пандуса, а когда доехали до конечного пункта — подсказать дорогу.

Помощь часто требуется и во время передвижения по улицам — трамвайные пути, например, не преодолеть, если они уложены выше уровня асфальта, а на некоторых крутых спусках и подъемах на коляске без помощи может быть попросту опасно. 





Походы в магазин для Эли и Васи — особое приключение. До большинства полок с продуктами им не достать — тут снова на помощь охотно приходят окружающие. Холодильники с напитками и йогуртами самим не открыть — нужно крутить колёса коляски, чтобы ловко отъехать и подъехать, пока дверь открыта. У Эли, например, это не получается сделать, и в таких ситуациях она тоже просит о помощи.

3. Сделать общественный транспорт доступным для инвалидов

Транспорт — пожалуй, самая большая головная боль для людей на инвалидных колясках. «Я вообще не думал, что мы сможем ездить на нём в Перми», — смеётся Василий. 

И историй, после которых у него с Элей и их кураторов оставался неприятный осадок, случалось немало. Водители автобусов (даже если они маркированы значком о наличии откидного трапа) могут закрыть двери прямо перед носом у ребят и уехать, может нагрубить кондуктор или просто проигнорировать их, когда автобус подъехал к остановке. 

Все эти ситуации кураторы записывают и сообщают о них городскому департаменту транспорта, чтобы его сотрудники провели разбирательства с перевозчиками. 

Опыт передвижения ребят по городу показал, что лучше всего для инвалидов работает пермский электротранспорт, особенно троллейбусы маршрута №5. Они все оборудованы пандусами, а на помощь Васе и Эле всегда приходят и кондуктор, и водитель. «Мы написали об этом в департамент, надеюсь, сотрудников этого маршрута отметят за их хорошую работу и отзывчивость», — рассказывает Надежда Ли, директор фонда «Дедморозим».





Она говорит, что, вероятно, водители и кондукторы автобусов попросту не готовы к тому, что общественным транспортом могут воспользоваться люди на инвалидных колясках, а для этого нужно выдвигать трап и помочь им на него заехать. 

4. Продумать обустройство общественных мест.

Многие детали организации общественных мест — начиная от расположения кнопок на лифтах, заканчивая шириной дверных проёмов — кажутся тем, кто передвигается без инвалидных колясок, привычными и даже удобными. Но с коляски часто бывает не достать до кнопки домофона и лифта или не заехать в двери, оснащённые автоматическим доводчиком. 

Если бы такие мелкие, но важные моменты, были продуманы с учётом особенностей инвалидов, жить в городе им было бы гораздо удобнее. Например, недавно Эля и Вася ходили в бассейн «Кама» — здесь тренеры проводят бесплатные занятия для ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Но, чтобы подняться на второй этаж, им пришлось преодолевать длинную лестницу — в бассейне нет ни пандусов, ни лифтов. Молодым людям не попасть без посторонней помощи на отремонтированную пермскую набережную со стороны Речного вокзала. Путь им на спуске к воде преграждает длинная лестница без пандусов.

И такие препятствия встречаются на пути ребят каждый день. По итогам своей работы в университете Эля и Вася составят записку для ректора, в которой укажут, что на территории кампуса можно улучшить с их точки зрения: где выровнять дорожки и проезды, где сделать пандусы и установить лифты и т.д. 





5. Стать им друзьями.

Для Эли и Васи важна не только помощь окружающих, но их умение просто дружить. «Человеку с инвалидностью трудно сформировать круг друзей. Особенно если он вырос в детском доме или в силу болезни не выбирается из квартиры. Поэтому важная задача тех, кто поддерживает его, — помочь оказаться там, где можно найти окружение», — говорит Инна Бабина.





Поэтому кураторы знакомят Васю и Элю со своими друзьями и подталкивают к тому, чтобы они учились обращаться к окружающим за помощью. А ребята такие открытые и жизнерадостные, что люди сами тянутся к ним.

Через неделю Эле и Васе предстоит вернуться в родной посёлок. Впереди у них ещё год учёбы в техникуме. Дальнейшие планы они пока не строят, но Вася признаётся, что хотел бы учиться в Пермском университете, если здесь создадут условия для людей на инвалидных колясках. 

Возможно, ребята приедут на пару недель в Пермь зимой, чтобы протестировать город на доступность в период мороза, гололедицы и снегопадов. «Да, зимой в городе им будет значительно сложнее, говорит Надежда Ли. — Но, думаю, такой опыт нам всем стоит попробовать приобрести».

Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости