Редкого дела мастер. Как бывший пермский рекламщик открыл мастерскую по производству арф

Сергей Аристов по образованию врач, окончил пермскую медакадемию, но с медициной свою жизнь так и не связал. После вуза он с головой ушёл в рекламный бизнес, а после, оставив его, занялся с партнёрами строительным проектированием. 

Сейчас это основная его работа. А в свободное от неё время Сергей делает арфы — их изготовлением он занялся около двух лет назад. При этом музыкального образования у него нет, и на арфе сам он не играет. Но желание делать эти инструменты на профессиональном уровне у Сергея было огромным. Оно помогло ему и в поиске информации о том, как и из чего изготавливают арфы, и в самой работе. Сейчас мастерская  Harp S. Aristov выпустила уже три инструмента.




Почему арфа?


Когда-то давно в руки Сергею случайно попал альбом французской арфистки Гвенаэль Керлео, папка с музыкой называлась просто «Фея с арфой». «Наверное, с того времени я влюбился в этот инструмент и в арфовую музыку», — говорит Сергей. 

Сам на этом арфе он пока не играет, но желание освоить её у него есть. Мужчин-арфистов во всём мире сейчас вообще можно пересчитать по пальцам: это сложный инструмент, и игра на нём женщинам даётся лучше, чем мужчинам. 

Хотя музыкального образования у Сергея нет, с музыкой жизнь его всё же связана. В своё время он научился играть на четырёхструнной бас-гитаре, а сейчас выступает администратором пермского музыкального проекта The 7/9 project.

«Я думал, первая моя арфа просто рассыпется»


Изготовление первой арфы было для Сергея большой авантюрой. Тогда он не знал об арфах ничего и даже никогда не видел их в живую, А уж о том, как и из чего делают музыкальные инструменты, вообще не имел представления. 

Информацию о работе мастеров он собирал по крупицам, размеры инструментов снимал по фотографиям, читал немногочисленные статьи  интернете. Сложность оказалась в том, что учебники по изготовлению гитар, скрипок, гуслей есть, а вот об арфах в учебной литературе не написано почти ничего. 

На пути к созданию первого инструмента оказалось и много других препятствий: непонятно было, где брать струны и дерево, пригодное для арфы, какие использовать лаки, почти не было инструментов для обработки дерева, и самое главное — понимания какой инструмент необходим. Сергей называет начало своей работы над арфами «путешествием в неизвестность».  

«Я до конца не верил что из этого что-то получится, но не отступал, и через год инструмент был готов, — рассказывает Сергей. Самый волнительный момент был, когда я натягивал струны, а на секундочку, суммарное натяжение струн арфы - примерно 400 кг. Я думал, что арфа просто рассыпется, но этого не произошло, и я впервые услышал её звук. И это был звук настоящего инструмента, настоящей арфы!»




Струны из США, а дека — с Кавказа


Из-под рук мастера уже вышли уже три инструмента. Сергей делает только леверсные арфы. От своих классических собратьев они отличаются отсутствием педалей, количеством струн и звучанием.

Одна из арф Сергея Аристова — полноразмерная, на 31 струну, две другие — небольшие, лёгкие, так называемый «дорожный вариант» на 26 струн. На изготовление одной арфы у него уходит в среднем полгода. 

Художник-ювелир Вера Колесникова сделала для всех инструментов украшение — камень, закованный в серебро. «Мы решили, что это будет хранилище «души» арфы, ведь каждый инструмент имеет свою душу и характер, музыканты поймут меня», — говорит Сергей.

У его мастерской есть свой логотип — геральдический цветок ириса. И названия инструментам он тоже даёт флористические: есть «Ирис», «Лилия» и «Чёрный камыш».





Стоимость арфы зависит от её размера и количества струн: от 40 тыс. до 100 тыс. рублей. Цены Сергей пока старается держать немного ниже, чем у других российских мастеров, что даётся непросто: струны он покупает в США, а качественное дерево для инструмента ищет по всему миру. Звук, который ему нужен, даёт клён из Канады, а дека должна быть из ели с Кавказа. 

Большие планы маленькой мастерской


Работать Сергею пока удаётся в небольшой мастерской, где нет отдельных зон для обработки дерева и металла и для покраски. В планах у него — продолжить расширять парк инструментов, благодаря чему можно будет сократить время изготовления.

Сергей хочет создать производство арф, которое можно будет сравнить с итальянской фабрикой Salvi или с французской фабрикой Camac, чтоб инструменты его продавались не только в России, но и по всему миру. Сейчас его арфами заинтересовались в нашей стране и ближнем зарубежье.

Кроме того, в планах мастера — создание в Перми школы кельтской арфы, где каждый может попробовать свои силы в освоении этого инструмента. 

Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости