Рапсодия с научным подходом

В июне молодой пермский инженер Ильдар Набиуллин вместе с командой единомышленников выиграл президентский грант, чтобы провести молодёжный фестиваль классической музыки Musica Integral. Кроме Перми он пройдёт в Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске, а затем — в Москве. 

Ильдар с детства играет на кларнете, хотя получил профессию инженера-исследователя и основную часть времени занимается созданием элементов фотонных устройств с помощью химических и физических методов. Фестиваль Musica Integral объединяет таких же музыкантов-любителей, как он, и профессионалов. Вместе они готовят программу выступлений и дают концерты для широкой публики. 



Вступительное слово перед концертом в большом зале Московской консерватории

Молодой специалист рассказал «ТЕКСТу», как музыкантам-любителям и профессионалам удаётся находить общий язык и продвигать классическую музыку в массы, сложно ли одновременно работать инженером и успешно заниматься на инструменте и почему совместное выступление с известным кларнетистом и оркестром было для него большой авантюрой.

Как занятия музыкой совместить с работой инженера и насыщенной жизнью


Я родился в семье, где каждый в той или иной мере играл на музыкальных инструментах. Мама работала преподавателем по фортепиано и завучем в школе искусств №9. Там я начал учиться игре на аккордеоне и блокфлейте, которую со временем сменил на кларнет. 

Мне не сильно нравилось заниматься, особенно в начале. Действительный интерес у меня появился только после окончания школы искусств. Наверное, потому что теперь я сам принял решение продолжить занятия. У меня появился новый преподаватель — солист оркестра Пермского театра оперы и балета Николай Романов. Я уже несколько лет не занимаюсь регулярно, но периодически консультируюсь с Николаем Григорьевичем и другими талантливыми музыкантами. Например, брал мастер-классы у дирижёра и кларнетиста Валентина Урюпина. Недавно прошёл несколько занятий по кларнету у Сергея Христофиса. 

После учёбы в Академическом университете в Санкт-Петербурге я вернулся в Пермь и работаю инженером в кластере «Фотоника». Совмещать занятия музыкой с работой сложно. Ещё сложнее совмещать их со многими другими сферами жизни, где я стараюсь преуспеть: семья, друзья, социальные проекты, здоровый образ жизни. Здесь главное — сделать выбор: ты хочешь быть в десятке лидеров в одной сфере или «многоборцем», заранее понимая, что быть лучшим во всём сразу невозможно. Это понимание помогает мне прекращать одни дела и переходить к другим, а иногда и заставлять себя переключаться.



В лаборатории нанофотоники академического университета РАН 

Как физики-музыканты объединились со студентами консерватории


История, которая привела к появлению фестиваля Musica Integral, началась ещё в 2011 году, когда студенты МГУ собирались в музее физического факультета, чтобы совместно исполнять классическую музыку. Со временем к участию в концертах они стали приглашать знакомых студентов Московской консерватории. Здесь и случилась магия: музыканты-любители стали быстро учиться тому, как надо играть, а профессионалы увидели, что их ремесло важно для других и как их же сверстники уважают труд профессиональных музыкантов. 

В этом и есть наша идея: объединять молодёжь на основе музыкального искусства, создавать связь между молодыми музыкантами и их будущими зрителями, делать музыку доступной широкой публике и даже модной, ведь на концерты любителей приходят друзья, одногруппники, коллеги музыкантов, которые в обычной ситуации ни за что бы не пошли слушать классику. 

Команда начала формироваться в 2011-2012 году. Первый нашим проектом был фестиваль «Музыкальная универсиада» — концерты музыкантов профессионалов и любителей в разных городах: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Пермь. Как раз в Перми, в 2014 году на очередной «Музыкальной универсиаде» мы с Екатериной Ильиных (теперь она тоже в числе организаторов фестиваля, в основное время работает UX-исследователем российской IT-компании) познакомились с этими ребятами. 

В 2016 году мы учредили общественную организацию — Ассоциацию студенческих клубов классической музыки, чтобы создавать условия для творческой реализации молодёжи и повышать интерес молодых людей к классической музыке. В том же году состоялся фестиваль уже под эгидой ассоциации. Мы начали новый отсчёт и сменили название на Musica Integral. Многие воспринимали универсиаду как соревнование, а мы наоборот говорим об объединении людей. Новое название несёт в себе смысл объединения, и наш девиз звучит как «Музыка объединяет!». 




В сезоне 2019/2020 у нас будет юбилейный пятый фестиваль Musica Integral. 

Каким будет фестиваль в Перми этой осенью


Мы ориентируемся на проведение фестиваля в первой неделе ноября. Сейчас уточняем даты, площадки, людей, решаем различные технические вопросы. В программе точно будут концерты, мастер-классы для музыкантов, творческие встречи. В 2017 году (а мы уже проводили фестиваль в Перми), мы устраивали научно-популярные лекции о музыке. Возможно, мы повторим и этот формат.

На фестивале в Перми два года назад нас порадовали своим участием студенты Пермского музыкального колледжа, музыкального факультета Педагогического университета, также к нам в гости приезжали профессиональные музыканты из московских вузов. В этом году мы планируем держать планку. 

Что касается программы, там обязательно будут классические произведения русских и зарубежных композиторов. На региональных фестивалях прозвучат произведения из московской программы и лучшим участникам из регионов будет предоставлена возможность поучаствовать в фестивале в Москве, в том числе — выступить на сцене Большого зала Московской консерватории 15 мая 2020 года.

Об авантюрных выступлениях и серьёзных планах


Как участник, я достаточно реализовался в рамках фестиваля, поскольку задействован в нём с 2014 года. Каждый год играю в оркестре и ансамблях. В 2018 году в рамках гала-концерта фестиваля мне удалось сыграть дуэтом с известным кларнетистом Игорем Фёдоровым под аккомпанемент оркестра на сцене Большого зала Московской консерватории. 

Наверное, для музыканта-любителя это уже очень большая цель, которой я добился. Конечно, в момент выхода на сцену я об этом не думал. Не было лишних эмоций, только уверенность в том, что нужно выйти и сыграть. Сейчас я осознаю, что это было, в хорошем смысле, большой авантюрой, и, когда пересматриваю видео с того выступления, то захватывает дух. 

Также в этом году на майском фестивале я сыграл одно из самых популярных и довольно непростых кларнетовых соло — вступление к Рапсодии в стиле блюз Гершвина. Когда-то ещё в школе я скачал ноты рапсодии и пытался выучить соло, тогда мне это казалось чем-то просто нереальным, и я отложил эту затею на 10 лет, но, к счастью, она дождалась своего часа. 

Если говорить о моих дальнейших планах на фестиваль как участника, то я бы хотел сыграть серьёзное ансамблевое произведение, например, Трио Брамса для кларнета, виолончели и фортепиано. 

Моя первостепенная задача сейчас — создать работающую систему поддержки любительского исполнительства. На этом я хочу сосредоточиться, поэтому с большими выступлениями пока, вероятно, будет пауза.
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости