«Рады, что не успели открыть второй магазин». Пермские предприниматели — об уроках коронакризиса

«Заходит президент в бар и говорит: «Все за ваш счет!», - этот анекдот с недоброй ухмылкой теперь часто рассказывают многие предприниматели. С того момента, как в регионе ввели режим самоизоляции и ограничения на работу, многим из них пришлось «разворачивать корабль на ходу» и придумывать, как остаться на плаву. 

ТЕКСТ поговорил с пермскими предпринимателями о том, как они переживают этот кризис и какие уроки для себя извлекли.




Игнат Выходов,  дизайнер, создатель пермской мастерской аксессуаров PARM:


Этот кризис еще раз доказал, что правительство само по себе, а малый и средний бизнес — сам по себе. Мы по ОКВЭДам  можем претендовать на отсрочку по выплатам аренды, но наш субарендатор — нет. Кто принимал такой закон? Ведь это прекрасно известно, что есть субарендаторы и им надо платить аренду. 

Мы не работали неделю, а потом вышли. Сделали себе пропуска, справки, что мы можем шить товары первой необходимости. Из-за того, что основной работы не было, швеи шили маски, халаты, бахилы. Мы дали им подзаработать, чтоб они не сидели без денег и дела. Мы все это немного пошили, а потом занялись своими делами: работали с корпоративным заказами, сделали более дешевую линейку аксессуаров, чтобы люди, когда выйдут из самоизоляции, могли себе что-то купить на лето. 

Наверное, в этот кризис немного легче тем, у кого нет долговых обязательств. У нас нет кредитов, очень небольшая дебиторка, нет больших объемов закупок. Наши поставщики все понимают, мы работаем с ними в партнерских отношениях. Плюс у нас лояльные условия по аренде, понимающий коллектив. Но по финансам этот кризис ударил ощутимо. 

В апреле продаж вообще не было, только единичные случаи. Потом пошли продажи через Instagram. Сперва народ немного «поджался», было непонятно, когда самоизоляцию отменят, зачем все это. Сейчас от этого уже устали и интернет-продажи пошли. 

Иван Красников, сооснователь магазина дизайнерских вещей «Чердакк»:


Для нашего магазина в мае мы запустили сайт, плюс помогает доставка по городу. Сейчас магазин работает — по звонку мы впускаем по одному человеку в помещение. Выручка значительно упала, но пока держимся – огромное спасибо нашим покупателям! Ситуация, конечно, даже после снятия всех ограничений не вернётся на прежний уровень. Все же мы продаём не первоочередной товар. Говоря простым языком, денег у людей нет. 

Мы два раза получали поддержку от государства, по 12 тысяч рублей. Эта сумма не покрывает наших расходов, конечно. Мы рады, что не успели открыть второй магазин. Деньги, которые были заложены на его запуск, мы просто используем для покрытия всех текущих расходов. Это немного обидно.  

Андрей Рычков, руководитель финтех-сервиса Сkassa: 


Кризис легче переживают подготовленные компании. Понятно, что сложно предугадать, с каким кризисом вы столкнетесь, но любые усилия, заблаговременно потраченные на укрепление компании, помогут выжить в трудные времена. Например, мы около года мы потратили на серьезную работу над своей ERP-системой (система управления ресурсами предприятия и документооборотом). В момент перехода на «удаленку» она помогла нам сохранить качество и скорость обслуживания клиентов.

Хорошо сработала система продуктовых команд, ранее внедренная нами вместо функциональных подразделений. Лидеры команд успевали следить за ходом разработки и мы не просели по производительности в период вынужденной «удаленки», она даже выросла.

Другой положительный опыт связан с оценкой новой ситуации и постановкой «Большой Амбициозной Цели». Этой весной мы решили поднять свой продукт для безналичных платежей Ckassa Start на новый уровень и это увлекло сотрудников, подняло «боевой дух».

Очень полезной оказалась практика информационной открытости. Я раз в неделю писал сотрудникам общее письмо, где рассказывал о ситуации и нашей работе. 
 

Алексей Чурин, совладелец кофеен Stardogs: 


Мы открывали вторую «точку» в разгар самоизоляции вынужденно, деньги в ремонт помещения и в оборудование были вложены еще в феврале. Арендодатели пошли нам на встречу и снизили арендную ставку. Из-за того, что мы в кофейне работаем сами и у наших сотрудников нет больших зарплат, нам оказалось проще. Мы сами вышли работать в кофейни, снизили число рабочих часов у сотрудников, а в «мирное время» мы в основном занимались управлением, была возможность делегировать обязанности. 

Наша основная задача была снизить затраты и долги, все свободные средства были потрачены на погашение долговых обязательств. Если раньше мы закупали расходники  впрок, то теперь все снижено до уровня недельного запаса.  Есть предположение, что кризис только начинается. Основная цель сейчас — снизить затраты.

Совладелец компании по обслуживанию компьютерной техники, анонимно:


Нам повезло: мы только начали работать, не успели набрать штат сотрудников, ничего такого. Это помогло нам не пойти по миру. Мы поняли, что даже в самоизоляции есть смысл рисковать и продолжать работу, несмотря ни на что. Помощи от государства можно не дождаться.

Даже в разговорах многие знакомые предприниматели признавались, что искали лазейки, старались хоть как-то работать, кто-то работал «из под полы». Многим это позволило в самоизоляцию хотя бы сработать в ноль, не в убыток. Естественно, объемы упали. В первую очередь я понял, что если хочешь выжить и сохранить бизнес в этот коронакризис, придется играть по своим правилам. 
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости