Работать в месте
Коворкинги в Перми пока не прижились. Первый закрылся, не просуществовав и двух лет, другие работают в основном на базе антикафе, чтобы диверсифицировать бизнес. Кроме того, есть случаи, когда отдельные конторы продают свободные рабочие места в офисе, чтобы сэкономить на собственной аренде.
Цена рабочего места в таких пространствах стоит в Перми минимум 4 тыс. рублей в месяц. Пока пермские фрилансеры или начинающие предприниматели очень редко становятся их клиентами. Почему так? И когда коворкинги будут пользоваться спросом у пермяков?
Или не так много представителей этих профессий, которым нужен именно коворкинг. Возможно, они могут найти альтернативный способы работы. Например, им удобнее работать дома, дешевле работать дома. Еще не все заинтересованы в коворкинге как в месте, где люди обмениваются идеями и совместно работают: то есть им, наоборот, нужно уединенное место для спокойной работы.
У нас постоянных резидентов пока нет. Но скоро мы начнем промо кампанию, и, думаю, что они появятся. Пока мы работаем в основном как площадка для проведения мероприятий. Но продолжаем искать клиентов и в коммерческом секторе. Люди звонят, интересуются.
Мария Леонтьева, бывший руководитель коворкинга «Улей» (первый коворкинг в Перми, закрылся в начале этого года, просуществовав примерно год):
У коворкингов очень четкая бизнес-модель – они должны существовать на низкой арендной плате. В Green Plaza [где размещался «Улей»] она была высокой. Например, ребята в Казани, которые довольно успешно развивают это там, просчитали, что стоимость 1 кв.м. должна быть не больше 300 руб. в месяц.
Второй момент. Создатели коворкингов сами по себе места не окупают. Вроде бы цель – офисное пространство, но деньги приносят мероприятия, различные ивенты. А для этого должна быть сильная маркетинговая модель. Знаю, что в коворкингах США вложенные деньги тоже «отбивают» за счет ивентов. А в Перми в принципе не развита культура такого общения: люди не очень любят тусить по деловому поводу и не готовы платить за события. Это не дает возможности окупить коворкинг за счет событийности.
Еще сейчас идет такая тенденция – большое движение фрилансеров. Но они работают больше дома, потому что там комфортнее. Я кого ни спрашивала – им дома комфортнее. Чаще всего это женщины, которые ушли из офиса ради того, чтобы работать дома, поэтому им нет смысла работать в коворкинге.
Роман Леушканов, владелец антикафе «Культурный диван»:
Людям в Перми коворкинг будет не интересен до тех пор, пока в центре города можно найти маленькие офисы в пределах 5 тыс. рублей в месяц (типа ВКИУ, площадки на Героев Хасана). В Питере, к примеру, людям действительно нужно место где-то в центре, а офисы там не дешевые. В Перми же можно найти подвальчик за 4-5 тыс.
Если бы коворкинг стоил 1000 рублей в месяц, тогда, конечно, были бы желающие.
Второй момент. У нас нет в достаточном количестве такого контингента, который обычно работает в коворкингах – те, кому нужен только ноутбук, ребята творческих специальностей: ведущие, айтишники и т.д. Как правило, они втроем, вчетвером складываются и снимают помещение за 15 тыс. рублей.
И еще одна причина. Коворкинги пока слишком жестко подходят к условиям. Например, в некоторых можно водить клиентов не больше 2 раз в день. Это дурдом. За снятие переговорной – отдельные деньги. То есть базовая стоимость может быть и привлекательной, но к ней накручивается остальное. Поэтому и бывает проще вскладчину снять офис.
Но операторы коворкингов в Перми рано или поздно появятся. Ставки аренды потихоньку растут, и коворкинги в будущем, возможно, будут более лояльны к клиентам.
В принципе, их и сейчас можно организовать. Но при всех равных условиях проще в другое дело вложиться.
Цена рабочего места в таких пространствах стоит в Перми минимум 4 тыс. рублей в месяц. Пока пермские фрилансеры или начинающие предприниматели очень редко становятся их клиентами. Почему так? И когда коворкинги будут пользоваться спросом у пермяков?
Алексей Курносов, менеджер коворкинга «Лаборатория настоящего» (его открыли в этом месяце пермский центр «Грани» и «Общество развития продуктивных инициатив», ориентирован, в первую очередь, на команды с социальными проектами):
Все-таки клиенты коворкингов, особенно полностью коммерческих, это специфические люди – фрилансеры, журналисты, дизайнеры, фотографы. Возможно, их не так много у нас.
Все-таки клиенты коворкингов, особенно полностью коммерческих, это специфические люди – фрилансеры, журналисты, дизайнеры, фотографы. Возможно, их не так много у нас.
Или не так много представителей этих профессий, которым нужен именно коворкинг. Возможно, они могут найти альтернативный способы работы. Например, им удобнее работать дома, дешевле работать дома. Еще не все заинтересованы в коворкинге как в месте, где люди обмениваются идеями и совместно работают: то есть им, наоборот, нужно уединенное место для спокойной работы.
Сейчас ситуация экономическая сложная. И все будет зависеть от того, как эти фриласенры и другие потенциальные клиенты коворкингов будут ее оценивать. Или они вступают в режим жесткой экономии и им действительно будет проще работать дома невзирая на какие-то неудобства и отсутствие рабочей атмосферы. Или, наоборот, выбирая между полноценной арендой офиса и работой в коворкинге, они выберут коворкинг.
У нас постоянных резидентов пока нет. Но скоро мы начнем промо кампанию, и, думаю, что они появятся. Пока мы работаем в основном как площадка для проведения мероприятий. Но продолжаем искать клиентов и в коммерческом секторе. Люди звонят, интересуются.
Мария Леонтьева, бывший руководитель коворкинга «Улей» (первый коворкинг в Перми, закрылся в начале этого года, просуществовав примерно год):
У коворкингов очень четкая бизнес-модель – они должны существовать на низкой арендной плате. В Green Plaza [где размещался «Улей»] она была высокой. Например, ребята в Казани, которые довольно успешно развивают это там, просчитали, что стоимость 1 кв.м. должна быть не больше 300 руб. в месяц.
Второй момент. Создатели коворкингов сами по себе места не окупают. Вроде бы цель – офисное пространство, но деньги приносят мероприятия, различные ивенты. А для этого должна быть сильная маркетинговая модель. Знаю, что в коворкингах США вложенные деньги тоже «отбивают» за счет ивентов. А в Перми в принципе не развита культура такого общения: люди не очень любят тусить по деловому поводу и не готовы платить за события. Это не дает возможности окупить коворкинг за счет событийности.
Еще сейчас идет такая тенденция – большое движение фрилансеров. Но они работают больше дома, потому что там комфортнее. Я кого ни спрашивала – им дома комфортнее. Чаще всего это женщины, которые ушли из офиса ради того, чтобы работать дома, поэтому им нет смысла работать в коворкинге.
Роман Леушканов, владелец антикафе «Культурный диван»:
Людям в Перми коворкинг будет не интересен до тех пор, пока в центре города можно найти маленькие офисы в пределах 5 тыс. рублей в месяц (типа ВКИУ, площадки на Героев Хасана). В Питере, к примеру, людям действительно нужно место где-то в центре, а офисы там не дешевые. В Перми же можно найти подвальчик за 4-5 тыс.
Если бы коворкинг стоил 1000 рублей в месяц, тогда, конечно, были бы желающие.
Второй момент. У нас нет в достаточном количестве такого контингента, который обычно работает в коворкингах – те, кому нужен только ноутбук, ребята творческих специальностей: ведущие, айтишники и т.д. Как правило, они втроем, вчетвером складываются и снимают помещение за 15 тыс. рублей.
И еще одна причина. Коворкинги пока слишком жестко подходят к условиям. Например, в некоторых можно водить клиентов не больше 2 раз в день. Это дурдом. За снятие переговорной – отдельные деньги. То есть базовая стоимость может быть и привлекательной, но к ней накручивается остальное. Поэтому и бывает проще вскладчину снять офис.
Но операторы коворкингов в Перми рано или поздно появятся. Ставки аренды потихоньку растут, и коворкинги в будущем, возможно, будут более лояльны к клиентам.
В принципе, их и сейчас можно организовать. Но при всех равных условиях проще в другое дело вложиться.
Анастасия Костина (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.