Пять замечательных зданий на окраинах Перми, ради которых стоит туда съездить

Сосредоточением интересной архитектуры в Перми считается центр города, однако на окраинах города тоже есть шедевры. Мы попросили историка архитектуры Александра Михайлова рассказать, в каких спальных районах можно найти примеры интересной архитектуры, и объяснить, почему эти здания замечательные:

1. Управление шлюзов КамГЭС с ампирным шпилем. У нас в городе нет такого ясного сталинского ампира, кроме как это здание КамГЭС на ул. Соликамская, 327, построенное по проекту архитектора Попова.





Эмблематически оно отсылает к московскому Речному вокзалу — такой показательный сталинской ампир 40-х и 50-х годов, а шпиль как раз является тем, что люди хотят видеть, когда смотрят на сталинскую неоклассику. Потому что Комсомольский проспект на самом деле скучный, там самые интересные вещи связаны с нетипичным сталинским стилем. «Башня смерти», где находится ГУ МВД, имеет бельведер и шпиль не такой яркий, как это здание КамГЭС. Поэтому оно породистый представитель сталинской неоклассики, чего у нас в городе мало.

2. Дом культуры им. Кирова. Здание ДК на  ул. Автозаводская, 6 — это постконструктивизм в духе пермского Речного вокзала. Он дико интересный, такой архитектуры в городе мало где можно найти. Форма здания конструктивистская, довольно затейливая скатная крыша.





По проекту оно — самый  близкий родственник Речного вокзала. Но Речной часто можно встретить на открытках, а ДК оказался забытым, причем зря. Кроме ДК в этом районе есть еще интересное строение — довоенная сталинка с бетонными арками на ул. Гальперина, 3.





Таких домов с арками из бетона над балконами вы нигде в Перми больше не найдете. Это интересная сталинская архитектура начала 40-х годов. Скорее всего, дом культуры и здание на ул. Гальперина построили два разных архитектора, но стилистически они дополняют друг друга, представляя два разных типа сталинской архитектуры. ДДК — постконструктивизм, а на Гальперина — неоклассика с  немного маньеристким уклоном.  

3. ДК им. Гагарина в обработке М. Футлика. Про ДК им. Гагарина на ул. Мира, 39 важно понимать, что это типовая архитектура и на него крайне интересно смотреть, как на создающий ансамбль объем: он располагался рядом с кинотеатром «Мир». Кинотеатра нет, вместо него ТРК «Столица», но ДК все равно остается чистым прозрачным модернистским строением с большим остеклением. К сожалению, его сейчас закрыли фасадной плиткой.





Самое изящное, что мы можем увидеть в здании ДК им. Гагарина помимо прекрасного горельефа «Космос» авторства скульптора Рифката Багаутдинова, это очень красивые пилоны, которые поддерживают козырек здания. Если посмотреть на них снизу вверх, они утончаются и похожи на грибные стволы. Это изящная форма, красивая архитектура, которая представлена из мелких деталей. 

ДК был построен в 1970-х. Футлик работал с типовым проектом, он его «посадил» на местности, видоизменил и получилось вполне красивое здание. 

4. Дома №1 и №3 на ул. 9 мая. Этот комплекс — жилые дома архитектора Александра Олисевича, одного из мастеров советского модернизма. Это его первые постсоветские проекты — дома для работников Гознака. Два здания в виде полукруглых скобок — непривычная для нашего глаза архитектура, тяготеющая к пластике американского архитектора Луиса Кана.





У них довольно интересные углы, их разновысотность приятна глазу. Это интересная архитектура и Олисевич приложил усилия, чтоб она смотрелась эстетично, в духе американского модернизма 50-х, 60-х и 70-х годов. Форма, объем, пластика этих зданий имеет свой ритм. Если б они были исполнены не в плитке, а в голом бетоне, то мы могли бы лучше увидеть качество этой прекрасной бруталистской архитектуры. 

5. Остатки зданий трудовой колонии на Липовой горе. Это три домика XIX века на ул. Центральная Ферма, автор — архитектор А. Волошинов, главный архитектор Пермского земства. Во-первых, у этих зданий интересная историческая подоплека — в конце XIX века в них располагалась психиатрическая колония приюта душевнобольных, в начале XX века  — психиатрическая лечебница Губернского земства. Во-вторых, это довольно изящная эклектика конца XIX века, не случайно архитектор Волошин учился в Академии художеств.





Краснокирпичный корпус вполне изящный, второй корпус колонии превратили в четырехэтажку, надстроив поверх архитектуры XIX века  три лишних этажа.





Это так нелепо и смешно смотрится, что в этом даже появляется своего рода очарование. Есть еще один корпус поодаль от них, не совсем понятно, для чего служило это здание и из чего оно «собрано», но есть ощущение, что этот третий корпус не кирпичный, а построен из шлакоблоков как новаторский проект Николая II. Шлакоблоки — передовой материал для начала XX века. В середине 90-х там надстроили еще один этаж. 




Ранее мы рассказывали, что многие известные здания Перми изначально имели другой цвет. Посмотрите, каким цветом на самом деле должна быть старинная Пермь.

Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ. Фотографии - Михаил Беляков, Александр Михайлов, "Вода России", Краевой центр охраны памятников.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости