«Провода из окна — миф». Насколько Пермь готова к массовой эксплуатации электрокаров

«Когда моя Tesla стоит припаркованная и мимо проходят парень с девчонкой, то он ей обязательно скажет: «Смотри, Tesla!». И я даже стесняюсь тех парней, которые при виде Tesla  промолчат», - говорит, шутя, пермский бизнесмен и «тесловод» Николай Шаврин. Восемь лет назад он был одним из первых в Перми, кто начал ездить на  Tesla. Тогда в городе было всего два таких электрокара. 

Сегодня в Перми насчитывается несколько сотен «электрических». В феврале откроется большой салон по продаже электромобилей EL-CAR, к которому примкнет приостановивший работу салон Volta. 

ТЕКСТ поговорил с руководителем сообщества «Электро Прикамье» Александром Шавриным о том, с какими сложностями сталкиваются владельцы электрокаров сегодня, почему не стоит тянуть провода из окна и станет ли больше «электрических» машин на дорогах Прикамья  с запуском  EL-CAR.




Nissan Leaf, Tesla и другие электрокары на пермских улицах


Сегодня в Пермском крае порядка 700 электрокаров, в основном — в Перми. 80% из них — это  машины бюджетной марки Nissan Leaf. Такой электрокар может стоить от 600-700 тыс. рублей до 1 млн. рублей. Остальные 20% —  это машины премиум-сегмента: Tesla, электрокары марок Audi, Jaguar, Volvo, Mazda, Volkswagen. У нас представлены почти все электрокары, которые есть в мире, кроме китайских. 

Сегодня электрокары работают в такси и доставке. Первое «электрическое» такси появилось в Перми примерно три года назад, сейчас их порядка десяти. Они пока не выделены в отдельный сегмент, работают в «Яндексе» и других агрегаторах.  

Провода из окна — миф: как организовать зарядку для электрокара 


Самое сложное, что нужно сделать владельцу электрокара — это провести себе розетку, иначе он постоянно будет думать, где заряжаться. Подведение розетки к дому решает почти все проблемы. Но для этого нужно договориться с электриком, с управляющей компанией или с ТСЖ. Провода и кабели из окна — это миф и мы стараемся его перебороть. Электрокар под окнами не доставит проблем: его не надо «прогревать» в морозы, поэтому он не будет вонять по ночам, как автомобили на двигателе внутреннего сгорания. 

В основном переходят на электротранспорт те, кто может организовать подключение своего автомобиля к сетям на парковочном месте, это жители домов с парковками. Обычно электрокары заряжают дома. Общими зарядками пользуешься, когда ты не рассчитал, забыл зарядить или когда нужно очень много передвигаться на машине. Также зарядными станциями пользуется коммерческий транспорт. 

В Перми 7 быстрых зарядных станций и порядка 20 медленных. Нам их достаточно. У нас практически «закрыты» выезды, остались только на Екатеринбург и Березники, но там скоро тоже их установят. Очень много начинает появляться станций с разъемом Type 2, тот же Amaks ставит по всей стране зарядные станции около своих объектов. У нас — при гостинице в центре города и на курорте Усть-Качка. Park hotel тоже поставил. 

«Мы обслуживаем электромобили в обычных сервисах»


Страхи перед электрокарами «переезжают» из страхов, связанных с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).  Мы задумываемся о ремонте, потому что автомобили с ДВС ломаются, их нужно постоянно обслуживать. 

По факту «электрической» машине нужно только обслуживание подвески, а сами электромоторы и батареи в особом внимании не нуждаются. На данный момент мы все обслуживаем свои электромобили в обычных сервисах. Если случаются неполадки с батареей или мотором, то машины ремонтируются у официальных дилеров, представленных в России. Tesla в европейской версии отправляют в Европу, там ее ремонтируют, даже если ты не обслуживался по гарантии.




«Наш климат  идеален для использования электромобилей»


Наш климат  идеален для использования электромобилей. Батарейка электрокара боится жары, но не холода. Комфортная температура для аккумулятора находится в диапазоне от +15 до - 15 градусов. У более дешевых электрокаров типа Nissan Leaf, которые были разработаны для рынков с теплым климатом, нет подогрева батареи. Тогда его нужно «доработать»: поставить обогрев и теплый пол. Но те Nissan Leaf, которые были «собраны» для Европы и США, его имеют. 

Владельцы автомобилей с ДВС в морозы боятся, что не заведутся с утра. А электрокару с климат-контролем без разницы, какая погода на улице, главное, чтоб он был подключен к розетке — так он греет сам себя. С утра вышел, сел в теплую машину и поехал.

Сможет ли Пермь «потянуть»  салон электромобилей


Сегодня спрос на электрокары не такой большой, чтоб содержать целый автосалон. С одной стороны, их стали покупать больше, с другой — прибыль от продаж невысокая и приобретают их в основном у частников. 

Рост цен на топливо «подстегивает» переход на электрокары. В год на зарядку двух электромобилей я трачу 20 тыс. руб. Некоторыми зарядными станциями в городе можно пользоваться бесплатно, например, около ТРК «Планета». Экономия очевидна. Немаловажный фактор — экология, но ее сложно показать человеку наглядно. Всех волнует, что происходит сейчас, в моменте.

Продажи электрокаров пойдут, если мы будем и дальше популяризировать электротранспорт, больше о нем рассказывать, возможно, проводить совместные с EL-CAR мероприятия. Чем больше мы рассказываем, тем меньше у людей становится страхов, тем легче им переходить с автомобилей с ДВС на электрокары. Мы активно популяризируем электромобили — от сообщества «Электро Прикамье» выставляли их в технопарке  Morion Digital, проводили там разные мероприятия типа  Electric Vehicle Weekend. 

Его отец, Николай Шаврин, настроен более скептически:


Люди консервативны и я не знаю, как этот консерватизм побороть. Наверное, что-то должно произойти, как, например, в Норвегии, где поняли, что стране выгодно использовать дешевую электроэнергию.

Электрокары покупают единицы, это прогрессивные люди. Те, у которых немного денег, покупают подержанные машины. Новые электрокары покупают прогрессивные и с деньгами. Это похоже на ситуацию, когда люди переходили со стационарных телефонов и пейджеров на сотовые телефоны. Они говорили те же слова, что сейчас говорят про электромобили: связь  не везде есть, заряда не хватает на весь день, зачем нам это надо? Но потом сотовые телефоны «разошлись» среди пользователей. 

Какие шаги по развитию электрокаров со стороны пермских властей


Осенью прошлого года депутаты краевого парламента приняли закон, освобождающий владельцев электромобилей от транспортного налога. Но под него «попадают» не все — он касается электромобилей не старше семи лет. В Перми же 60% электрокаров — это машины старше семи лет. Недавно сообществу «Электро Прикамье» удалось получить статус НКО. «Это позволит нам сотрудничать с чиновниками более эффективно. Мы хотим предложить изменить закон так, чтоб он распространялся на все электромобили. Работать над созданием бесплатных парковочных мест для электромобилей, выделением мест для зарядных станций.

Мы продолжим популяризировать электротранспорт. Впереди — сотрудничество с пермским Политехом, где в прошлом году появилась кафедра электромобилей. Мы будем объяснять студентам на практике, как работать с батареями, как их проверять, как проходит их зарядка и так далее», - рассказал Александр Шаврин.

Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости