Прославленный коллектив Пермской филармонии дал три концерта в Абхазии

Сеансами хоровой терапии, излечивающими самые серьезные душевные переживания, назвала художественный руководитель Абхазской государственной филармонии им. Раждена Гумбы Эсма Джения блестящие выступления Уральского государственного камерного хора в Апсны – «стране души» в рамках II Международного Строгановского фестиваля хоровой музыки. 

Гудаута – побратим Перми


Не успел хор сойти в трапа самолета в Сочи, пересечь российско-абхазскую границу, попав из мороза в настоящее лето с температурой воздуха плюс 23 и воды в море плюс 19 градусов, и доехать до Сухума – столицы государства, где проходили главные события фестиваля, как художественный руководитель и главный дирижер УГКХ, народный артист России Владислав Новик пригласил своих музыкантов на пробную репетицию. Она состоялась прекрасном здании филармонии. Когда-то на этом месте стоял Сухумский кафедральный собор, который был построен ещё в XIX веке и разрушен большевиками в 1937 году.

В своё время в этом храме венчался гордость Абхазии - поэт Дмитрий Гулиа со своей женой Еленой Андреевной. Символично, что открытие фестиваля прошло в Гудауте - столице самого большого района Абхазии. 





Великолепный концертный зал с лепниной и позолотой ДК им. Р. Дасаниа, построенный в самом начале XX века, встретил пермяков великолепной акустикой. На этом концерте, как оказалось, присутствовали не только местные жители, которые, затаив дыхание, слушали духовную музыку русских композиторов, после чего аплодировали стоя, но и гости Апсны (Абхазия – на абхазском).

К примеру, отдыхающий мужчина из Омска, которого так впечатлило выступление Уральского камерного хора, что он не поленился и приехал в Сухум, дабы вновь услышать дивное и величавое пение музыкантов из Перми. 

Шьардаамта или Многая лета


В Пицунде концерт состоится в Органном зале Пицундского храма IV века н. э., который еще называют Патриаршим собором в честь Апостола Андрея Первозванного. Отреставрированный и сохранившийся к настоящему времени собор относится к концу IX — началу X века.

Акустика этой каменной церкви весьма непроста, что сразу же уловил художественный руководитель и главный дирижер Уральского хора Владислав Новик. Но во время репетиции народный артист России нашел золотую середину, и изумительные голоса вознеслись к самому куполу, откуда на смертных сурово взирал Христос… Это была райская песнь, в сравнении с которой блекнут земные утехи и наслаждения и которая свидетельствует только об одном: счастье человека лишь в Боге…





Самым внимательным слушателем этого дня оказался седой, благородный мужчина с внешностью патриарха. При знакомстве выяснилось, что Нодар Чанба – композитор, дирижер, народный артист Абхазии, кандидат искусствоведения, член-корреспондент Парижской Международной Академии наук «Арарат», директор Абхазской хоровой капеллы, который много лет был ее художественным руководителем и главным дирижером. Сегодня коллектив возглавляет Нора Джинджолия, а Чанба живет с семьей во Франции.

По его словам, в своей жизни он слышал множество хоров, но такого полнозвучного, стереофонического звучания, как у Уральского камерного, не помнит давно! «Я восхищен!» - приложил руки к сердцу аксакал абхазского музыкального искусства. 

В заключительный день фестиваля, на гала-концерте в Абхазской филармонии, после трех сольных выступлений хоров (кроме Уральского камерного, свои программы представили Камерный хор Московской консерватории и Государственная хоровая капелла Республики Абхазия), коллективы вышли на сцену большим объединенным хором, что исполнить «Многая лета». Оказывается, у абхазов тоже есть подобная народная песня, носящая название «Шьардаамта». 

Перед открытием гала-концерта заместитель министра культуры Республики Абхазия Беслан Гурджуа зачитал приветственное слово к гостям и участникам фестиваля от министра культуры Эльвиры Арсалия. А на другой день  министр дала прием в честь руководителей хоров – Владислава Новика, Александра Соловьева и Нодара Чанбы. Кроме того, интервью с Владиславом Новиком вышло на Государственном телевидении Абхазии. 




Песня, молитва, воспоминание?


Коллектив Пермской филармонии представил в Абхазии премьеру «Пять веков русской духовной музыки». Уникальная программа позволила слушателям пройти путь длиной в пять столетий, наслаждаясь хоровым пением a capella. Был исполнен напев Валаамского монастыря «Днесь раждается от Девы» (16 век) и прозвучали лучшие духовные песнопения таких русских композиторов, как Никола Дилецкий (17 век); Дмитрий Бортнянский (18 век); Павел Чесноков, Николай Черепнин, Пётр Чайковский (19 век); Сергей Рахманинов, Георгий Свиридов, Альфред Шнитке (20 век) и наш современник Антон Висков.

С особой теплотой жители Абхазии принимали сочинения, где с глубоким чувством уносились ввысь просветленные голоса солистов: Жанны Потаповой (сопрано) и Людмилы Четиной (сопрано) в «Ангел вопияше» - пасхальном пеcнопении, так называемом задостойнике Пасхи Павла Чеснокова, Константина Третьякова (тенор) в «Ныне отпущаеши» Сергея Рахманинова. Интонационная точность, емкое ощущение слова, сложнейшие тесситурные и мелодико-гармонические трудности, ансамблевая чуткость – все это определяло высочайшее мастерство солистов хора в создании богатого, цельного художественного образа.

Все три дня фестиваля на бис неизменно звучала «Вечерняя музыка» Валерия Гаврилина - песня без слов, хоровой вокализ, удивительный по своей красоте и благородству пейзаж-наблюдение. Публика в зале чутко улавливала её необыкновенную песенность, широту дыхания, гибкость мелодии. Искренность бессловесного высказывания людей, наблюдающих красоту уходящего дня, создана композитором благодаря красочности хоровой ткани. Выразительный голос Ксении Муравьевой (сопрано) словно парил над звучанием смешанного хора. И душа тосковала, не понимая, что это - песня, молитва, воспоминание?..

Огромным успехом всегда пользовался и второй бис, во время которого хор Пермской филармонии исполнял русскую народную песню «Ах ты, степь широкая…». Публика чутко внимала уральцам, лица которых во время исполнения необъяснимо менялись, преисполняясь внутренним светом и утонченной красотой! Под стать обстановке храма с фресками на стенах.

Услышать себя изнутри


По словам Эсмы Джения, необходимость в проведении хорового фестиваля в Абхазии как никогда актуальна. Одна из причин, сподвигнувших организаторов на проведение такого фестиваля, низкий интерес к хоровому пению у подрастающего поколения.

Художественный руководитель Уральского камерного хора Владислав Новик тоже поделился своими впечатлениями о поездке:

- На каждом концерте повторялась одна и та же история: мы оканчиваем произведение, я опускаю руки, а в зале… тишина. Аплодисментов нет. Поначалу я растерялся, подумал: что не так? А потом понял: значит, каждый что-то услышал внутри себя. Для меня это имеет огромное значение. Это самое важное в том, что мы делаем…

Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости