Прокуратура разъяснила меры по защите прав предпринимателей

Прокуратура Орджоникидзевского района Перми, отвечая на вопросы пермяков, разъяснила несколько актуальных вопросов.

Какие меры определены законодательством направленные на недопущение нарушений прав предпринимателей и воспрепятствования их законной деятельности?


Для защиты прав субъектов предпринимательской деятельности уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации закреплены механизмы, направленные на недопущение нарушений прав предпринимателей и воспрепятствования их законной деятельности. 

Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием служебного положения, подлежат квалификации по статье 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности). 

Кроме того, имеются отличия привлечения субъектов предпринимательской деятельности к уголовной ответственности. 

В соответствии с частью 3 ст. 20 УПК РФ уголовные дела о таких преступлениях, как мошенничество, присвоение или растрата, причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием, если они совершены индивидуальным предпринимателем либо членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, возбуждаются не иначе, как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, за исключением случаев, если преступлением причинён вред интересам государства или муниципального образования. 

Существуют особенности избрания в отношении предпринимателей меры пресечения. 

 Так, согласно ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения в общем случае не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159-159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 УК РФ (мошенничество, присвоение или растрата, причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием), если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с разъяснениями в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2016 № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности», преступления следует считать совершенными в сфере предпринимательской деятельности, если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, а также членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо при осуществлении коммерческой организацией предпринимательской деятельности. 
 
Такая мера пресечения в отношении указанных лиц может быть применена только в определённых случаях: 

- подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;
- его личность не установлена; 
- им нарушена ранее избранная мера пресечения; 
- он скрылся от органов предварительного расследования или от суда. 

Статьей 76.1 УК РФ предусмотрены дополнительные основания для прекращения уголовных дел в сфере экономики по нереабилитирующим основаниям, условием которых является полное возмещение потерпевшей стороне причинённого преступлением вреда.

Что такое конфликт интересов на государственной и муниципальной службе?


Согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). 

 Как служащий, так и представитель нанимателя обязаны принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. 
    
Конфликт интересов всегда возникает на почве прямой или косвенной личной заинтересованности. Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся ситуации получить доходы, выгоды, преимущества: самим служащим; лицами, состоящими со служащим в близком родстве или свойстве (близкими родственниками), к ним относятся его родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей; организациями или гражданами, с которыми служащий и (или) его близкие родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. 

Меры, которые должен принять служащий для предотвращения или урегулирования конфликта могут быть разными. В частности, служащий обязан: сообщить представителю нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения; при необходимости осуществить самоотвод; отказаться от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов; передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление, если владение ими приводит или может привести к конфликту. 

Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение.

Представитель нанимателя также обязан принять меры для предотвращения или урегулирования конфликта интересов, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к такому конфликту. 

Представитель нанимателя, в частности, обязан: изменить должностное или служебное положение служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей; направить представление о возникновении у служащего конфликта интересов или о возможности его возникновения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликтов интересов. Непринятие представителем нанимателя мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение.

Изменения в законодательство о воинской обязанности и военной службе. 


С 08.12.2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 27.11.2017 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в статью 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Данные изменения направлены на совершенствование правового регулирования прохождения военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации. 

В связи с этим пункт 6 статьи 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» излагается в новой редакции, согласно которой при поступлении на военную службу гражданина, проходящего либо проходившего службу в органах внутренних дел, органах прокуратуры Российской Федерации, Следственном комитете Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или иных правоохранительных органах и имеющего специальное звание (классный чин прокурорского работника), воинское звание ему присваивается в порядке, определённом Положением о порядке прохождения военной службы. 

Федеральный закон устраняет противоречия, имеющиеся в законодательстве о воинской обязанности и военной службе, и обеспечивает равные условия её прохождения.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости