Призрак оперы. Как попасть на сцену «с улицы» и сыграть в спектакле

Их имен не найти в программках, но они играют вместе со звездами. Их роли беззвучны, но без них не обойтись. Они — артисты миманса (сокр. от «мимический ансамбль»), участвующие в массовых сценах театральных постановок. Обычно это непрофессиональные актеры, создающие на сцене толпу: они играют стражу, прислугу, как в «Князе Игоре», или людей на улице, в ресторане, как в «Богеме». 

ТЕКСТ выяснил, как обычный горожанин может стать частью мировой премьеры и каков театр изнутри. 

Как попасть в театр 


За несколько недель до премьеры театр публикует объявление о наборе массовки для спектакля. Время рассчитано так, чтобы непрофессиональные артисты смогли вжиться в свою роль и отрепетировать ее в костюмах, гриме, вместе с другими артистами. «Я увидела объявление от театра на Facebook, что в «Богему» ищут актеров миманса. Прислала свою фотографию и заявку на указанный адрес, мне перезвонили и позвали на кастинг. Я подумала, что круто было бы сходить, я же никогда в жизни этого не делала!», — вспоминает пиарщица Светлана Мишланова. 

По ее словам, желающих сыграть толпу было много. Только на ее роль хозяйки кабачка в «Богеме» пробовалось около семи женщин. Кастинг прошел так: ее попросили разыграть мизансцены сперва с одним партнером, потом с другим, затем отправили на некоторое время погулять, после чего объявили, что берут в первый состав. 



"Богема", фото Антона Завьялова

Кто и зачем идет в мимансы 


Там можно встретить людей разных специальностей и возрастов. Например, в спектаклях Пермского театра оперы и балета играют студенты, фотографы, пиарщики, журналисты. «Я решил, что это отличная возможность пофотографировать закулисную жизнь, полноценно в неё погрузившись», — пояснил фотограф Тимур Абасов. Некоторые участвуют в спектаклях постоянно. Для одних это возможность получить новый опыт и эмоции, для других — заработать. Оплата складывается из гонораров за репетиции и спектакли, так что актер может заработать в итоге несколько тысяч рублей. 

Как проходят репетиции 


Репетиции с массовкой начинаются за месяц-два до премьеры. Время для репетиций выпадает по-разному: иногда они занимают шесть часов, с обеда и до глубокого вечера, иногда — пару-тройку часов вечером. «Репетиции проходили вечерами и в выходные, так что мне пришлось взять отпуск. Но это и было похоже на настоящий отпуск за границей! Новые впечатления, новая среда, эмоции, вокруг иностранная речь и ноги болят от усталости!», — вспоминает Светлана Мишланова. Она посетила 15 репетиций и сыграла в четырех спектаклях.

Тимур Абасов играл аж две роли: дружинника и слуги в «Князе Игоре», поэтому репетиций у него было больше — около 40 и порядка 10 спектаклей. «Большую часть подготовки все репетировали в своей повседневной одежде в каком-то старом помещении, похожем по размерам на спортивный зал. Я уже могу ошибаться, но репетировать в театр мы переехали только примерно за 2 недели до премьеры. Частями появлялись декорации, костюмы мы впервые увидели чуть ли не на генеральной репетиции», — вспоминает он.



"Князь Игорь"

Как изменилось представление о театре 


Представление о театре как о чем-то легком и красивом исчезло. Оказалось, что постановки спектаклей — это многочасовой тяжелый серьезный труд, а работа дирижера не просто «махание палочкой» перед оркестром. Никто из зрителей не знает, сколько сил вложено даже в самую маленькую деталь спектакля. «Никто не знает, что когда дирижер выходит на поклон, у него вся рубашка мокрая, — говорит Светлана Мишланова. — Здесь, если делают, то делают все наилучшим образом. Невысокий уровень профессионализма недопустим. И при этом никакой звездности, никакого снобизма. Все дружелюбные, сдержанные. Ну, или мне так повезло!». 

Она вспоминает, как ее подбадривали, говорили комплименты ее роли, которую и «ролью назвать трудно». «Это было такое счастье, что я наблюдала в работе маэстро Курентзиса, дирижера Артема Абашева, совершенно поразительных солистов, концертмейстеров, хор. То, как они работают и что они делают, выглядит как абсолютное совершенство», — рассказала Светлана Мишланова.

Каково играть на сцене перед полным залом 


Хоть репетиции и готовят к премьере, от волнения перед выходом на сцену никуда не деться. Особенно, когда «смотришь в зал и понимаешь, что там нет свободных мест». На репетициях бывает страх подвести, что-то сделать не так: выпасть из неудобной обуви, уронить поднос с бокалами. «В кулуарах мне сказали: не волнуйся, зал не видно. И его действительно не было видно, но я и не смотрела в зал, а «спасалась» тем, что смотрела на актеров, с которыми взаимодействовала. В итоге зал увидела только на поклоне», — говорит Светлана Мишланова. 

Ее и партнера поставили первыми на поклон в «Богеме». Занавес поднялся, они поклонились, она посмотрела в зал и испугалась, что «зарыдает и убежит»: люди стояли и аплодировали стоя. «Я понимаю, что не мне, а артистам, чей талант в это вложен, но я могла прожить жизнь и не узнать, какое это счастье — побыть в этой атмосфере», — говорит она. 
Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости